Фото:ria.ru/ Юрий Заритовский
Последние события – спецоперация на Украине, введенные на ее фоне санкции западных стран в отношении России, уход и прекращение деятельности иностранных компаний – навели экономистов и экспертов на мысли о вероятном возврате страны в период, аналогичный 90-м.
В народе этот этап истории РФ именуют по-разному – лихие, шальные, голодные. Символами этого десятилетия были как позитивные явления, так и не очень – дефолт и девальвация рубля, знаменитые окорочка Буша, бандиты, музыкальные группы, финансовые пирамиды, рынки с киосками, нищие миллионеры, открытие первого кафе McDonald's, дефицит и много чего другого. 90-е до сих пор будоражат людей – каждому, кому довелось пережить это нелегкое десятилетие, есть что рассказать. Жительницы Башкирии, заставшие преимущественно детьми этот период, рассказали о своих воспоминаниях того времени – чем и как жили в лихие годы страны.
«Окорочка Буша» Фото: АП / Misha Japaridze
Когда я вспоминаю свое детство, перед глазами у меня одна сцена: мама заходит в квартиру после работы и медленно сползает по стенке, не может вымолвить ни слова, лишь слезы катятся из глаз.
Когда мы с сестрой привели маму в чувства, она рассказала, что в подъезде на нее напал мужчина с ножом, потребовал деньги, которые для нашей семьи были единственным спасением от голода, но ему нужно было вернуться домой в Саратов или Самару, и у него не было денег на билет, поэтому решился на ограбление. Он угрожал и обещал все вернуть, как только доберется до дома, но мама отдала ему кошелек, думая лишь о том, как бы он не порешил ее прямо напротив нашей двери, и дочери не остались сиротами, не попали в детдом. Все эти мысли за пару секунд заполнили весь разум моей мамы.
Потом наступили еще более суровые времена, не было продуктов, не было денег, вместо них мы получали талоны, ели одни макароны – без масла, без мяса, с яичницей. Яичница была вместо мяса. Посуду мы мыли обычно тряпкой и водой, изредка содой – экономили.
Одежду мама шила сама. Обшивала всю семью – себя и нас, мы носили ее по очереди – мама, сестра-подросток, а потом я – 10-летняя девочка. Сладости мы не ели, фруктов не было вообще, только бананы иногда появлялись, мандарины на Новый год, игрушки только на день рождения. Маме платили зарплату продуктами или продуктовыми талонами на водку/сахар, она обменивалась с соседями – кто чем.
Деньги ей удавалось получить лишь алиментами, которые платил отец, отсудивший у нее половину за квартиру при разводе в 1989 году, и сокративший алименты до 25% на двоих, так как у него появились «свои» дети, а мы стали будто чужие.
Мама спасалась пошивом одежды. «Дом моделей», где она трудилась, закрылся, фабрики закрывались, она шила дома ночами, а днем работала в кооперативах. Я запомнила ее только со спины – как она сидит и шьет.
На улицах было очень опасно, бывали случаи, когда цыгане воровали детей, дети пропадали толпами просто, их не находили, а может, и не искали. Везде обман и мошенничество. Очень было опасно ходить по ночам – из тюрем освобождалось много уголовников, и они, чтобы вернуться обратно, где есть пропитание, нападали на людей, а иногда, бывало, и просто так. Так убили моего дядю в новогоднюю ночь. Вот такое счастливое детство 90-х!
Фото: фотоархив журнал «Огонек»/«Коммерсантъ»
– В 90-е прошло все мое детство. Время тотального разочарования во всем – по телеку крутили выборы Бориса Ельцина и жалобы политиков о том, что нам достался такой президент. В других передачах постоянно жаловались на то, что у нас слабая власть, которая прогнулась под Запад. Жалобы были в духе: «Беды России от того, что у нас нет сильного лидера». После ухода Ельцина, прихода сильного лидера все же дождались.
В первую половину 90-х было не так все и плохо глазами ребенка. Примерно в 1990-1993 годы мой отец занимался коммерцией – у него была сеть строймагазинов, и также он торговал одеждой и обувью. Помню, в одно время у нас все было – «сникерсы» коробками, пепси ящиками. Деньги тоже мешками, потому что они были еще бумажные, после деноминации, когда рубль стал равен 1000. Отец считался миллионером.
Позже бизнес отца прогорел из-за личных проблем с сыном-афганцем, который умер в драке. Его просто закатали в бетон. Пока отец разбирался со своими душевными травмами, мы стали жить на зарплату мамы, вернее, на талоны.
Сотрудников завода, где мама работала, возили в сельский магазин от администрации, там все выстраивались в очередь, и стояли весь день. Закупались на всю зарплату и впрок до следующей зарплаты – целыми картофельными мешками продуктов. Я специально ездила с мамой, чтоб следить за тем, чтобы она взяла сладкого нам с братом – в то время сладкое было недосягаемым. Когда подходила наша очередь, многие продукты уже заканчивались. Помню, стояла и смотрела на шоколадный зефир, а когда подошла наша очередь, его уже не было. Обидно, но взамен из сладкого взяли пастилу, тоже ничего.
Фото: фотоархив журнал «Огонек»/ «Коммерсантъ»
Целый мешок продуктов, который мы закупали, хватал на пару месяцев. Брали в сельмаге даже пельмени магазинные – «Три поросенка», странные, с картонным привкусом, но зато пельмени. Тогда это было роскошью.
Иногда маме давали талоны в вещевой магазин – Универмаг. Там мы впервые купили джемпер, название которого тогда я в первый раз услышала. Сам джемпер был колючий, но все же мы радовались покупке – она была приятной.
Помню, кстати, дефолт 1998 года. Доллар тогда стоил 6 рублей, а через четыре дня вырос до порядка 36 рублей. Мои родители тогда работали, зарабатывали, то есть были с зарплатой – деньгами. Тогда было не редкостью, что работникам не платили – вместо денег выдавали что-то взамен, бартер.
Отец давал мне деньги на карманные расходы, а я их копила – хотела купить красок и шоколадок. Накопила на масляные краски – тогда это была моя мечта. Но в один момент мои деньги обесценились. И вместо красок, я смогла купить на них клей «Момент», чтобы отремонтировать туфли. Тогда, кстати, обувь мы всегда клеили – она была некачественная и быстро приходила в негодность. Про краски пришлось забыть навсегда.
Фото: фотоархив журнал «Огонек»/ «Коммерсантъ»
90-е в цифрах: прожиточный минимум в лихие годы
Самым трудным годом для россиян в ушедшем десятилетии, как и ожидалось, оказался 1998, на который пришелся технический дефолт в стране и девальвация рубля. Данные о среднемесячной зарплате россиян с 1991 по 2021 годы мы взяли на сайте Росстата.
Судя по данным сайта, наиболее благоприятными периодами по зарплатам для россиян были 1994–1997 годы. А после кризиса, в 1998 году, среднемесячная заработная плата в РФ немного превышала тысячу рублей – 1 052. В 2000 году средняя зарплата вырастает в два раза — до 2 223 рублей.