пришлите новость


В гостях у Карлсона или Как художник построил на крыше дом своей мечты, о котором теперь знает вся Уфа

19:08, 06 января 2022

Максим Холодилин рассказал, почему дом под облаками бросил ему вызов, при чем тут герой книги Астрид Линдгрен и почему квартира превратилась в музей

В гостях у Карлсона или Как художник построил на крыше дом своей мечты, о котором теперь знает вся Уфа

Расписное диджуриду на серванте, коллекция масок из Перу, солярный знак инков, сарматский кинжал 1500-летней давности, первый журнал, изданный самим Пушкиным, и самый настоящий трон по соседству с табуретками из позвонков кашалота. Нет, это не склад реквизита в театре, а дом, где под облаками живет уфимский художник Максим Холодилин.

Но это еще не самое удивительное - к себе домой Максим водит экскурсии! Почему дом под облаками бросил ему вызов, при чем тут герой книги Астрид Линдгрен и почему квартира превратилась в музей: откровенные признания Максима Холодилина журналисту Пруфы - в нашем материале.

82.jpg

Квартира Максима начинается со сказки Астрид Линдгрен о Карлссоне, который живет на крыше: его именем подписана даже табличка на двери. Ну а кому же еще может принадлежать дом на крыше дома 14-этажной жилой высотки?

Впрочем, утверждение, что вся квартира на крыше только и служит прославлению персонажа доброго хулигана с пропеллером, будет неправдой. Жилище Максима - это, скорее, музей над городом, к созданию которого приложили руку его друзья-художники.

Однажды Максим осознал, что красотой нужно делиться, и стал водить к себе домой самые настоящие экскурсии – прийти и послушать бой часов, истории о картинах, и истории о создании квартиры-музея может любой.

Экскурсию по дому Карлсон-Максим открывает с крыши. Но если вы думаете, что в крыше нет ничего романтичного, только голуби и орущие коты, - вы сильно ошибаетесь. На крыше Холодилина вы почувствуете себя если не Вселенским рулевым, который мчит вперед всю планету, то хотя бы орлом, ну или на худой конец крановщиком башенного крана – все-таки 14 этаж.

15.jpg

Как говорит Максим, создал дом на крыше архитектор Дмитрий Винкельман. В ясную погоду его видно и с улицы Цюрупы, и с бульвара Ибрагимова. Ну и виды с крыши открываются соответствующие: хочешь – на проспект Салавата Юлаева смотри, надоело – огни на затонском мосту и проспекте Дружбы народов рассматривай.

- Ключевое для меня место. Это как на верхней палубе мостик капитанский, я отсюда правлю миром на аутсорсе. Когда боженьке некогда, он звонит и говорит: «Можешь?» - «Могу!», - смеется Максим.

На другой стороне от его дома находится еще одна смотровая площадка, она позволяет оценить масштабы гражданского волшебства: что для жильцов высотки крыша, для Максима попросту балкон. Даже веревки для просушки белья тут натянуты - для антуража и по прямому назначению.

22.jpg

Основные строительные работы в доме были закончены в 2006 году, декоративные продолжались, по словам Максима, еще лет 10. Поначалу домик на крыше был запроектирован как мастерская художника. И если вы присматривались к крышам городских высоток, то видели таких по Уфе великое множество, правда, не столь затейливых. Обитал тут до Максима его товарищ Александр Желнин. Он же декорировал некоторые поверхности в доме Максима.

18.jpg

- На этапе проектировки жилого дома форму домика Карлссона заложил Дмитрий Винкельман. Поначалу тут было засранное строителями пространство – две жестянки и два простенка. На тот момент строительство не было закончено – его заканчивал, подводил коммуникации и вводил в эксплуатацию я, - рассказывает Максим. - Я же художник, и мне нужна была мастерская. Только потом стало понятно, что это - пентхаус в центре города. Мастерская в мансарде пентхауса, по сути, это одно и то же, разница только в том, насколько грязный пол.

На ПМЖ на крышу он перебрался в 2016 году.

Как говорит Максим, сначала ни о какой связи со сказкой о Карлссоне он для себя не видел. Вызов ему бросил сам домик на крыше.

- Возникла самоидентификация как некая художественная ситуация. Произведением искусства ведь не обязательно является объект – это может быть и ситуация, - объясняет развитие карлссоновской сюжетной линии Максим. – Изобразительное искусство - это искусство создания визуальных образов, и ничего больше.

Сам Холодилин называет свой дом убежищем от некрасоты мира.

Все в доме Максима - Карлссона, даже самая, казалось бы, странная и неуместная вещица вроде банки из-под табака, подобрано и расставлено со смыслом.

Сразу у входа в квартиру - японские ворота Тори, которые символизируют переход от суеты к молитвенной возвышенности.

- В данном случае говорить о молитвенной возвышенности трудно, но что-то сверхнеестественное тут безусловно есть, - смеется Максим.

13.jpg

Условный хлам на шкафу - это композиция Саши Желнина, у нее есть правильный художественный ритм.

- Это не хлам! – восклицает Холодилин, - это работа художника!

70.jpg

Лавочка у входа – денежная, при ее создании использовались настоящие дореволюционные деньги.

- Гости садятся на нее перед уходом и впитывают ...опой прану, чтобы стать богатым, - смеется – Максим.

Тут же – работа известного уфимского соцреалиста Рашида Нурмухаметова.

- Она интересна тем, что незакончена, - объясняет Максим. – В результате трех уровней проработки – наброшенные линии, положенные основные цвета, и полностью законченное лицо – рождают у нас ощущение еще одной координаты – движение сквозь время. Как будто она проявляется.

7.jpg

Никаких неоригиналов тут нет. Вот, например, эту маску из речного голыша сделали индейцы мапуче, ей лет 150. На том месте, где жили Мапуче, сейчас стоит город Сантьяго в Чили.

5.jpg

А слева, рядом с портретом, туми – ритуальный нож инков, для вскрытия черепа. Но не времен инков, современный. Его Максим купил в Куско - столице инков.

6.jpg

Люстра – мрачное средневековье на цепи и противовесе: с грохотом опускается ниже, если нужно подсветить что-то на столе. Когда-то была простым колесом родом из Мишкинского района. Оно стало районному МТС не нужно, когда телеги сняли с вооружения.

2.jpg

Бубен на стене, который висит за спиной гостьи Вики Куприяновой, – настоящий, шаманский.

20.jpg

Кухонный гарнитур тоже с крышами. Максим придумал, а реализовал Юрий Юдинцев.

25.jpg

Смотрим в левый верхний угол – это дверь-луна, которая ведет на тот свет.

- Когда мы уйдем, дети же должны знать, за какой мы дверью, – объясняет художник.

69.jpg

Пучеглазый кот на крыше – кованый.

39.jpg

Вот таким в 18 веке люди видели мир – не знали, например, как заканчивается Северная Америка, Антарктида еще не открыта.

52.jpg

На контрасте с нижней гостиной – убежищем хоббита, верхняя решена как тронный зал. Над троном висит работа Максима, которая называется «Судьба», но конкретно тут выполняет роль герба. Эдакое колесо Сансары, которое режет головы. Нужные отмечены крестиком.

51.jpg

Трон - это седалище уфимского архиепископа, его реквизировали из епархии после революции и отдали башкирскому государственному издательству – даже табличка инвентарная с тех пор имеется.

50.jpg

- Поскольку я вегетарианец, друзья любят по этому поводу надо мной издеваться, - рассказывает Максим. – Вот, привезли мне подарок с Чукотки – позвонки кашалота. Они были в плоти, как в рыбе сушеной. Два дня их варили в котлах, потом травили кислотой, залили шпаклевкой. Теперь это табуретки.

44.jpg

Не просто гири, а в пудовом исчислении своеобразные «семь слоников».

48.jpg

Дореволюционный диван: стальные пружины сохранились с царских времен, только перетянули кожу и Александр Желнин декорировал задник.

43.jpg

- Эту веточку оливковую я сорвал на том месте, где Иуда поцеловал спасителя, Иисуса. В Гефсиманском саду и Иерусалиме, - рассказывает Максим. – А ниже – беспредметное искусство, не рождающее ассоциаций, Димы Греда. Что-то есть в этом гипнотическое.

42.jpg

На красном фоне - гимн футбольного клуба Ливерпуль.

40.jpg

Игорь Юдинцев выковал идеальные по узнаваемости портреты людей, которые строили этот дом. Вот сейчас все внимание на ручку двери: это Леша Глаз, прораб. Даже для Максима загадка, как Юдинцеву удалось так тонко передать сходство.

37.jpg

За дверями с ручками-портретами – «зеленый кабинет».

34.jpg

Портрет мамы Максима, выполненный руками его папы.

- Тут очень интересная ретушь, она выполнена на негативе – иголочкой и тушью, - делится секретом Холодилин.

33.jpg

Точная копия вершины ворот Шенкли в Ливерпуле у стадиона «Энфилд».

- Понятно, что там кованное, а мы повторили в дубе, - говорит Максим.- Как вы понимаете, работать здесь совершенно невозможно. Это наш семейный реликварий.

32.jpg

Сарматский меч тоже хранится в «зеленом кабинете». По версии Максима, ему 1,5 тысячи лет. Был найден в 1971 году на берегу реки в Баймакском районе. В земле бы сгнил, а песок отводил воду.

31.jpg

Реже сарматского меча – только прижизненный Пушкин.

61.jpg

Первое издание Карлсона на русском языке в переводе Лилианы Лунгиной с рисунками шведской художницы эстонского происхождения Илон Викланд. Узнали, откуда срисовали типаж Малыша и Карлсона для мультфильма?

60.jpg

Оригинальный целлулоид к советскому мультику про Карлсона, фаза движения. Для каждого персонажа их рисовали 25 на секунду. В формате А4 на 10-минутный мультфильм такого целлулоида надо целую комнату. И до 1980 года картинки смывали, оставляя лишь контрольные образцы, часть которых уходила в том числе и в коллекционный оборот.

59.jpg

Раньше Максим курил, а когда бросил, в «зеленом кабинете» сделал трубкам стеклянный гробик. Точная копия дореволюционного утюга – редкая штука.

55.jpg

Этот варган друг Максима сделал из гаечного ключа. Звук получился глуховат, но для личного пользования в трансово-медитативных целях – в самый раз.

58.jpg

Дедушка Максима по линии отца был беспризорником, и конверт – это единственное, что осталось от его родни.

- Всю жизнь проработал на железной дороге, в конце жизни преподавал, говорил исключительно формулами, как настоящий инженер, - говорит Максим. «Дети – цветы жизни, цемент , скрепляющий семью» сказал он мне на свадьбе. Смешно, но наступил момент, когда я четко каждую букву из этой формулы понял.

56.jpg

Низкочастотная вибрация диджериду очень полезна для высшей нервной деятельности – очень сильно гармонизирует.

96.jpg

Балкончик на лестнице в комнату для гостей – идеальная площадка для обзора тронного зала.

92.jpg

Вообще в этой комнате – кинозал, но он трансформировался в комнату дочери. На полу – ковер работы Саши . Над напольной картиной он работал больше года.

87.jpg

Работа Ольги Субботиной и Миши Павлюкевича. Вроде бы башенки, а вроде бы и ракеты, взмывающие в космос. А в комплексе угадывается пластинка в конверте.

86.jpg

Иллюстрации к сказкам Шарля Перро, опубликованы они не были – часть галереи для юных посетителей выставки, расположены прямо перед глазами, и на них удобно смотреть.

85.jpg

Микроб Максим – подарок Холодилину от друга.

81.jpg

Стена с обоями «Вспомни все» - как символ квартир времен «совка».

80.jpg

Когда на улице темно, а на душе – грустно, Максим зажигает на крыше солнце: на изображение на стене светит мощный прожектор, и сразу становится светло. 

76.jpg

Родовая православная икона, выполненная в старорусской традиции: вместо нимба у нее свечение. Венец выплавлен из украшений мамы Максима после ее кончины.

73.jpg

Листья дерева бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Не какого-то похожего, а того самого дерева: Максим их снизу собрал, а чайные листочки приклеил для композиции.

71.jpg







Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика