пришлите новость

Коронавирус. Уфимец попал в больницу и снял страшный фильм про эпидемию

09:00, 05 января 2022

С легкой руки Андрея Кончаловского, фильм Ренада Еникеева побеждает на зарубежных фестивалях

Коронавирус. Уфимец попал в больницу и снял страшный фильм про эпидемию
Фото: facebook.com/renad.enikeev

Серое здание больницы, на территорию въезжает карета скорой помощи. Безлюдный коридор. Зловещая тишина. Звук капели из крана как пульс. Мимо проносится фигура, с головы до ног облаченная в белые одежды. Что это – рай или ад? Это - красная зона.

Над этим фильмом работали не профессиональный режиссер или оператор, а простой уфимец Ренад Еникеев, для которого снять пронзительный фильм было давней мечтой. И главные роли в фильме Ренада исполнили не профессиональные актеры, а простые врачи и медсестры, которые уже почти два года каждый день ходят на работу как на войну. На войну с ковидом.

- Когда я снимал этот фильм, говорили, что ковид – это все болтовня. Я хотел сделать предупреждение, что коронавирус существует, - говорит Ренад.

Трудно поверить, но кино, снятое на простой мобильник, один за другим покоряет престижные фестивали кино и получает награды.

«Сделали КТ - 40% поражения легких»

Все началось год назад, в конце ноября, когда Ренад заболел ковидом.

Ни кашля, ни одышки, ни потери обоняния или вкуса у не было. Кроме, разве что, ощущения неустроенности и апатии. Которая Ренаду обычно не свойственна - характер не такой.

- Вот это меня беспокоило, что ничего особо не хочется, все себе места никак не находишь, - говорит он.

Еще почти неделю была температура - то есть, то нет. Два раза была 38,5, но в основном держалась 37,6. А под утро спадала.

- Думаю, ну слава Богу, все закончилось. Но почему-то не заканчивалось, – рассказывает Ренад. - Пришла участковый, взяли мазок. Подтвердилось, что тест положительный. Сын принес еще пульсоксиметр. Измерили - у меня 89. Позвонил товарищу-врачу. Он сам вызвал скорую.

Ренада повезли в 8 больницу. Сделали КТ, там 40% поражения легких.

- Меня тут же положили, притащили аппаратик небольшой, который насыщает кислородом вдыхаемый через маску воздух. Сказали лежать на животе. Первую ночь все время с этим приборчиком, минут по 20 перерыв, каждые 2 часа. И все. 2 недели там, - вспоминает Ренад.

«Видел, как бедным врачам достается»

Сейчас он называет свой фильм предупреждением - тем, кто не верит. Сам же Ренад понял, что корона – это очень серьезно.

- Я, наверное, верил, потому что у меня знакомые переболевшие, и есть даже которые ушли. Один однокурсник умер, как раз, когда я болел. Потом я уже созванивался с сыном, там тоже все предпринимали. Но почему-то человек не справился, - недоумевает он.

Свое состояние в больнице Ренад называет странным - то вроде бы хорошо, то какая-то депрессия. Потом открылся кашель – такой жуткий, что казалось, будто выскочат легкие.

Через неделю сделали КТ, улучшение было совсем небольшое - 36%. Врачи сказали, что придется пробыть в больнице еще неделю.

- Я ходил-ходил, вижу, что происходит, как бедным врачам достается, - говорит Ренад. - Спрашивал, как столько времени в костюме? Ну, да, говорит, тяжело. Мы к концу работы вес сбрасываем, и мокрые. Они же не могут в течение дня ни переодеться, ничего. И еще с тройными перчатками ходят.

«Просто что-то щелкнуло»

Вообще к кинематографу Ренад близок. Кинематографом грезил с детства, но стал архитектором. Сложилось как сложилось. Позже, в 2015-м, с Булатом Юсуповым (известный уфимский режиссер – прим. Ред.) в 2015 году они сняли картину «Наган». Ренад сначала выступал там автором сценария, потом как сорежиссеры выступили.

Знакомство с Юсуповым получилось тоже своеобразным. В 2012 году совершенно случайно Ренад увидел рекламу Школы Булата Юсупова по телевизору. Увидел и отмахнулся – мало ли, что по телевизору показывают. Но через пару дней она снова всплыла в голове:

- И получилось так, что я сам себе начал вопросы задавать, типа, Ренад, тебе 50 лет, сколько еще должно пройти времени, чтоб ты созрел, чтобы встал, чтоб ты начал что-то делать в этом направлении, сам можешь ответить на эти вопросы, сколько должно пройти, еще 10 лет может, 15? И вот это зацепило. Я встал и на следующий день просто познакомился с Булатом.

И вот когда Ренад бродил по коридорам в ожидании выписки, и восхищался самоотверженным трудом врачей, его озарило:

- Почему бы не попытаться снять? У меня же, в принципе, телефон есть. Для этого не обязательно даже какую-то камеру иметь. Просто что-то щелкнуло, я думаю, а почему не попробовать? Хотя бы какой-то пятиминутный ролик сделать.

Сторонник образов

Больше всего в фильме Ренаду хотелось сделать упор на ситуацию.

- Я сторонник того, чтобы зритель сам додумывал, чтоб у зрителя в голове рождались его образы, свои. Не то, что я ему сейчас покажу, он там ах, ох. Это поверхностно. Я хотел, чтобы туда глубже пошло. Я люблю такое кино. Сейчас много говорят, что наши современные отечественные фильмы, за редким исключением, все поверхностные стали, - признается Ренад. - То есть, за тебя уже все продумали, ты только смотри, ешь попкорн. Вот это жуть, вот это мне не нравится. Посмотрев, кто-то вспомнит свою работу, кто-то побывав, вспомнит, что он действительно переболел и у него были такие-то проблемы.

«Чем это вы тут занимаетесь?»

Снимать Ренаду приходилось тайком – он переживал, что в любой момент его раскроют и выдворят из больницы.

- Одна, кстати подошла, спросила вы зачем снимаете? Я говорю - буду делать документальный фильм короткометражный. О том, что короновирус это серьезно. А она мне, вы знаете, что здесь нельзя снимать? Я говорю, ну я не для себя снимаю, вы поймите. Вроде так успокоил, - вспоминает Ренад.

Телефон Ренад просто держал в руках, делая вид, что читает. Плюс еще записал все звуки, которые потом использовал на монтаже.

- Это все звуки оттуда, реальные. Просто я их не стал усиливать, - говорит Ренад.

- Например, стонущая женщина.

- Да, да. К ней, как раз, бегали постоянно.

- Она выжила?

- Да. А вот в соседней палате, в ночь, после которой меня должны были выписать, скончался мужчина. Он, правда, в возрасте, тем не менее, все равно никто не ожидал.

- Когда рядом уходит человек, которого вчера еще видели, это давит?

- Я не знаю, в той обстановке, наверное, такого уже нет. Там понимаешь, что все настолько серьезно, что в любой момент с кем-то плохо.

«Как будто жизнь все быстрее и быстрее утекает»

Ренад выписался из больницы 9 или 10 декабря, и к этому моменту все материалы у него уже были. Кроме проезда скорых – ради этих кадров он специально приезжал к больнице, и караулил приезд карет, сидя в машине.

- В целом, идея у меня созревшая была, когда я начал снимать, набирать эти кадры. – рассказывает Ренад. - Связующим послужил капающий кран. Он капал-капал, я думаю, во, пусть это будет. Правда, в одном месте я его открыл посильнее, как будто жизнь все быстрее и быстрее утекает.

- Все, что мы видим в кадре, все продумано, получается?

- Да, не случайно. Там помните, по кадрам, раз, и потом вдруг кран сухой, не капает, и выходят врачи, то есть, что-то случилось, что-то произошло, чья-то жизнь могла остановиться.

Монтировал фильм Ренад тоже сам – как раз перед болезнью он заканчивал курсы монтажа.

- Я, кстати, заболел, когда еще курс не закончился. Мне дали неделю-полторы, чтобы я свои работы закончил для сдачи, - с улыбкой вспоминает он.

Сценарий Ренад набросал, когда уже вышел из больницы - шаг за шагом написал, что в кадре будет, как будут развиваться события, где в какой момент к какому кадру должен подойти. И по этому сценарию постарался собрать.

Спасибо, Кончаловский

Идею отправить фильм на фестиваль подсказал Андрей Кончаловский – Ренад подписан на его страничку в соцсети. Выложил в Фейсбуке информацию, что собирает материалы для документального кино о том, как к ковиду относятся в России. И подсказал, что в Германии планируют организовать конкурс документальных фильмов, посвященных ковиду.

Ренад зарегистрировался на специализированном сайте - и был весьма удивлен, что всевозможных фестивалей столько, что глаза разбегаются.

- Я отправил фильм, через дней пять пришло сообщение, что фильм отобран, - рассказывает Ренад. – Фильм попал в лучшие работы, и среди короткометражек, и среди «современных проблем..». Для меня это было полной неожиданностью, конечно.

Сейчас фильм Ренада «Красная зона» опубликован в инстаграме больницы №8 – его выложил, как с гордостью признается автор, сам главврач.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное