пришлите новость


Эксперт предсказал будущее транспортной реформы в Уфе

11:50, 30 декабря 2021

По мнению Олега Арефьева, изменения, происходящие в отрасли, затеваются «мимо» пассажиров

Эксперт предсказал будущее транспортной реформы в Уфе
Фото: za-tramvai.livejournal.com

На днях уфимские власти вывели на городские улицы новый маршрут автобуса. Своим мнением о том, как чиновникам удалось реализовать невиданную доселе схему, почему эпоха общественного транспорта в Уфе разделилась на «до» и «после», стоит ли ждать горожанам улучшений в отрасли, и чем закончится транспортная реформа в Башкирии, поделился эксперт в области общественного транспорта Олег Арефьев.

Относительно незаметно в Уфе произошло довольно значимое событие. Рынок общественного транспорта Уфы потерял свою девственность, которую он хранил со времен начала перестройки. На рынок Уфы зашел внешний перевозчик в лице компании «Автомиг», по сути производной от «Ранд-транса». И эпоха развития общественного транспорта, как минимум города, разделилась на «до» и «после», хотя не все еще это понимают. Хорошо, это или плохо, сказать однозначно сложно. С одной стороны, когда система бесконечно бегает вокруг столба и пинает себя по заднице, то это как минимум сможет разорвать этот порочный круг, с другой город, да и регион, больше не хозяева на своем рынке транспортных услуг. 

Для начала повторю свою точку зрения, на то, как надо. Для того, чтобы в регионе работал транспорт, да и не только он, региональная или муниципальная исполнительная власть должна этим заниматься сама. Сама, это не значит, что чиновники должны сами за руль садится, это значит, они должны исполнять возложенные на них функции управления в интересах жителей и в плотном контакте с этими жителями. И вот эта власть, четко понимающая чего она хочет и что необходимо городу, уже может на определенных условиях входить в концессии, привлекать любых исполнителей, инвесторов, меценатов, благотворителей, которые будут работать в рамках четких правил и стандартов, установленных этим правительством.

В реальности таких конструкций не существует, «это фантастика, сынок»©. В этой реальности исполнительная власть регионов раздирается внутренними противоречиями и конфликтами, а законодательная исполняет роль цепного пуделя при ней, исполняющего пируэты за кусочек сухаря и ласковое слово. И тут вариант только, если «прилетит вдруг волшебник, в голубом вертолете» и разорвет замкнутый круг, правда существует опасность, что его самого затянет в этот круговорот говна вокруг столба, и тогда «пропал калабуховский дом». Но нужно понимать, что при полной управленческой импотенции местных чиновников, вся система становится заложником интересов этого «волшебника».

В отличии от эпохи «до», когда не происходило ничего, сейчас картинки в букваре начали мелькать с такой скоростью, что у всех причастных даже дух захватило с вопросом:

- А что, так можно было что ли?

Напомню только, что в городе конкурсы на маршруты реальные последний раз проводились в 2013 году. На регулируемых тарифах работали только муниципальные перевозчики, остальные работали на «условно» регулируемых тарифах. Разница была только в том, что в первом случае перевозчик получал компенсации из бюджета, во втором нет, но тариф и в первом и втором случае устанавливался чиновниками и даже сразу и жестко карались попытки их повысить, несмотря на то, что по закону перевозчики на это имели полное право.

Кстати в 2013 году произошел занятный случай во время проведения конкурсов, который хорошо характеризует суть работы всей системы. Тогда Башавтотранс просто забыл заявиться на эти конкурсы, вот реально, просто забыл. Конкурсные комиссии тупо не вникая подвели итоги и утром проснувшись, кто-то у кого еще осталось понимание как быть должно, испортил всем настроение вопросом:

- Как так-то получилось?

Клуг, бывший тогда директором Башавтотранса, с ходу заявил, что сам БАТ и не должен был участвовать, потому что он величина постоянная, но ему быстро объяснили, что это несколько не так и результаты конкурсов быстро отменили и повели новые. В плане понимания процессов, с того времени чиновниками, стало только хуже. Но система, сложившаяся еще в 90-х тем не менее жила, даже смогла относительно сбалансироваться.

Сами частники после нескольких попыток друг другу глаз на жопу натянуть, перешли в состояние худого мира и в лучшем случае терпели друг друга, скрипя зубами, но на территорию друг друга в целом старались не лезть без большой необходимости. О каком-либо объединении с целью защиты своих прав и речи быть не могло, тем более, что почти у каждого частника был свой хороший человек на верху, который решал эти проблемы более привычным для них способом.

Первый раз систему тряхнуло, когда Хабиров пришел и решил нелегалов воевать. Не отходя от кассы сразу показательно грохнули одного из перевозчиков, который с одной стороны был для всех как кость в горле, с другой не плохо вез. Оставшиеся перевозчики быстро поделили барахло усопшего и в болоте все вернулось на свои места. Была еще пара попыток потрясти ситуацию, но по ряду описанных выше причин, без особых результатов. 

И вот произошло первое реальное событие, которое и, разделило эпоху общественного транспорта, как минимум города, на «до» и «после». Что хотелось бы отметить отдельно, что, судя по тому, как перевозчик зашел, «после» не будет сильно отличаться с точки зрения приближения работы общественного транспорта к закону, оно будет таким же понятийным, только более агрессивным и с акцентами на других интересантов, и если «до» как-то пытались соблюдать букву закона, хоть это и не очень получалось, то человек, который пришел и будет строить «после», будет в основном использовать дыры в существующем законодательстве, которые он судя по всему не плохо понимает.

Завели нового перевозчика конечно лихо. Взяли сразу несколько популярных направлений и по сути по ним построили новый маршрут. Чтобы обойти обязательные в таком случае процедуру проведения конкурса, для этого маршрута взяли номер старого маршрута. Изменили не только маршрут, но и количество и класс транспортных средств. И в связи с «многочисленными просьбами населения» его оперативно запустили по временным картам, выдав их новому перевозчику. Точнее должны были выдать, лично я их не видел. Формально конечно нарушения найти можно, в том числе что первые дни, автобусы точно ездили без них и это называлось «настройкой маршрута»

вставка 1.png

Да, очень интересный новый термин, который ввели чиновники в повседневность работы общественного транспорта. По их логике, как бы это процесс, когда перевозчик может кататься где хочет и как хочет, без каких-либо документов и разрешений, потому что он настраивает этот маршрут, «а пацаны-то и не знали». У меня вообще появилось ощущение, что местные чиновники просто охренели от лихости, с какой Клебанов управился с этим вопросом, потому что все что происходит за гранью понимания любого человека, им считается сверхъестественным. Вот и дождалась Уфа, своего «волшебника в голубом….»

«Что день, грядущий нам, готовит..» ну если судить по логике первых шагов и немного зная, как в целом работают Ранды, ни чего особо хорошего, с одним отличием от того, что было «до», когда ситуация хоть и напоминала болото, но как минимум была относительно контролируема местными чиновниками. Сейчас они оказались в роли зрителей, которым доступен только функционал открывать рот без звука и периодический хлопать в ладоши, когда волшебник будет им являть очередное чудо.

Приоритет теперь однозначно сместится с Башавтотранса, на новоиспеченного на местном рынке перевозчика, что даже говорит о самом построении нового маршрута, отчасти дублирующего довольно неплохой и доходный маршрут регионального перевозчика. И если до сегодняшнего дня, БАТ делал, пусть часто и через задницу, но все что считает нужным, то теперь он будет делать то, что не будет противоречить интересам нового игрока, на которого будет сделан акцент и которому окажет максимальную поддержку «волшебник».

Что будет с Башавтотрансом? Боюсь его ждет судьба Подмосковного «Мострансавто» довольно сильного муниципального перевозчика, который сперва постепенно отодвинули с рынка, а потом они вообще начали работать на подряде на маршрутах Ранд-транса. 

вставка 2.png

При этом, не сам Ранд, который, если я не ошибаюсь планирует работать на рынке Уфы, через свою компанию «Автомиг», не факт, что будет стремиться максимально нарастить свое присутствие на рынке, он заберет самое вкусное, оставив остальное на драку местным собакам. 

Относительно предстоящей возможной приватизации БАТа, не думаю, что это может быть интересно Рандам, слишком многослойный пирог, часть слоев которого уходит в регионы, где власть региональных чиновников существенно более скромная и по сути и послать могут, где помягче, а где даже пальцем покажут направление. Если только не появятся планы БАТ дробить на части. Стоит еще отметить, что в целом хоть и состояние автобусов в регионе в целом конечно в разы хуже, чем в Уфе, которой достаются все сливки и от чего та уже мучается несварением, но в целом отношение к самой системе там куда более бережное зачастую и многие местные администрации из последних сил тянут эти филиалы, понимая их значимость, для себя и для жителей.

Поэтому скорее всего у самого БАТа заберут все самое вкусное, включая часть ресурсов и оставят его в роли просящего подаяния от местной исполнительной власти. Если в перспективе Рандам и будет интересен местный унитарный перевозчик с целью его прихватизации, то на эту роль больше подходит МУП УИТ, на базе которого сейчас принято решение развивать местного муниципального перевозчика и куда принято решение передать обещанные Москвой автобусы и которые планируется выпустить на троллейбусные маршруты, которые по реестру допускают их работу там.

При этом очарованные мельканием рук волшебника, местные чиновники скорее будут пытаться догонять и паровоз, и ход его мыслей, периодический важно раздувая щеки и делая вид, что у них всё под контролем и что они как минимум принимали участие в принятии тех или иных решений и имеют причастность к тем или иным придуманным ими же победам, по факту «руками им никто ничего трогать не даст», что бы не сломали.

В целом конструкция самого рынка перевозок в обозримом будущем будет выглядеть так. Ранд-транс (Автомиг) заберет основные прибыльные маршруты, и возможно часть других, на которые поставит местных частников на субподряд. Башавторанс, продолжая раздувать щеки в реальности отойдет на второй план и будет выбирать из того, что не интересно Рандам. МУП УИТ по паре троллейбусных, среди которых есть очень интересные маршруты, пустит московские автобусы и будет в состоянии ожидания ждать решения участи системы электротранспорта, который судя по составу нового совета кредиторов, конечно спасут, а точнее не дадут раздербанить на металлолом чем только продлят его агонию, потому что реальной программы по его спасению так и нет, да и в новой конструкции рынка он уже мало кому интересен.

Ну а частники, каждый из которых продолжает надеется, что на ремни порежут не его, а его конкурента встанут на грань выживания лишившись всех основных и прибыльных, для них маршрутов, чем только взбодрят внутренний конфликт и по факту готов сегодня к этому и понимает это, мне кажется только один из них и собственно начинает к этому готовится, в том числе обозначая перед новыми реформаторами свои планы при необходимости показать зубы, которые у него конечно есть.

И да, конечно теперь Уфа как никогда близка к переходу на систему брутто-контрактов, потому что другая система Рандам просто не интересна, им нужен гарантированный доход. При этом, понимая, что в городе по сути нет людей способных поссать против ветра, дующего из министерства, то условия и цены по этим контрактам им спустят из министерства, по сути те люди, которые и привели за ручку в город Рандов, поэтому ожидать, что эти контракты будут выгодны самому городу очень сложно. А учитывая, что ситуация с бюджетом на следующий год у него очень непростая, то стоит ожидать определенных конфликтов, между администрацией и новым перевозчиком которые конечно не получат огласки, но шансов в которых у местной администрации в принципе нет, это не местные частники, которые радовались, что хоть не отнимают ничего и даже не унитарные, которые скромно радовались, тому что дали, эти ребята «свое» заберут и еще и чужое прихватят.

В целом для пассажиров, о которых опять по сути все забыли. Ну в краткосрочной перспективе, пока будут показательные выступления нового перевозчика с целью показать, как преобразилась унылая действительность с его появлением, как минимум для определенной части появится ряд плюсов. А дальше все зависит от того, как смогут контролировать его работу. Если местные чиновники будут, не взирая на лица требовать исполнения этим, да и остальными перевозчиками своих обязательств, взятых на себя по договору, то почему нет, возможно это могло бы быть одним из самых лучших решений. 

Только вот боюсь, что тут точно хвост будет вилять собакой и тогда все может быть очень и очень грустно и те, кто сегодня ругает сегодняшнюю, существовавшую «до» настройку транспортной реформы, будет с тоской вспоминать о старых и добрых временах. В любом случае, если «до» у города был шанс, в итоге все же начать транспортную реформу, то «после» с учетом слабости и противоречий, которые раздирают местные управленческие элиты, вся реформа выльется в построении конструкции вокруг одного интересанта, который и будет по сути с неё снимать сливки. 


 





Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика