пришлите новость

Власти Уфы будут посыпать дороги «Бионордом»: что это за реагент, вреден ли и сколько стоит

16:22, 23 ноября 2021

Смотрим опыт других городов и мнения ученых

Власти Уфы будут посыпать дороги «Бионордом»: что это за реагент, вреден ли и сколько стоит
Фото: Андрей Бок

Этой зимой в Уфе откажутся от использования на дорогах песчано-гравийной смеси и полностью перейдут на «Бионорд», об этом заявил мэр Уфы Сергей Греков. Этот реагент — не новинка для нашего города. Им обрабатывают дороги уже больше пяти лет. В конце ноября 2019 года глава Башкирии Радий Хабиров сообщал об одном минусе этого вещества — быстрее загрязняются машины, и отмечал, что его используют только при опасности возникновения гололедицы. 

Рассказываем, что это за вещество, может ли оно испортить обувь, и чем посыпают дороги в Челябинске, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и других городах.

Что такое «Бионорд»?

Реагент разработали на Уральском заводе противогололедных материалов для борьбы с гололедицей. В зимние и переходные периоды им обрабатывают дороги, трассы, пешеходные зоны, дворовые участки и другие площадки — реагент плавит лед при температуре до минус 30 градусов, позволяя без труда очищать дорожное покрытие.

«Бионорд» представляет из себя твердые гранулы размером 1–5 мм. Они состоят из хлористых натрия и кальция, ингибитора коррозии и биофильной добавки, а также мраморной крошки. Несмотря на состав, реагент относят к IV классу опасности или малоопасным химическим веществам, который, как уверяют разработчики, гарантирует минимальное воздействие на металл, обувь, мех, почву, живые организмы и здоровье человека (средство имеет положительное заключение Государственной экологической экспертизы).

Реагент за счет гранул неправильной формы создает фрикционный эффект и увеличивает коэффициент сцепления колес с дорогой, способствуя снижению уровня травматизма среди пешеходов и уменьшению количества аварий. После своего воздействия на лед материал разлагается на воду и углекислый газ. «Бионорд» популярен у сетей АЗС, служб благоустройства торговых центров, а также среди жителей частного сектора.

Чем плохи традиционные вещества? Мнение властей

По словам главы города Сергея Грекова, песок неудобно убирать. «В этом году летом мы, наверное, в течение месяца убирали тот песок, который насыпали зимой. Это недопустимо, это пыль, это грязь», – заявлял Греков.

Радий Хабиров тоже считает, что песок создает грязь, уничтожает растения, и из-за него появляются пыльные бури. А соль так же «плохо смывается», и от нее страдают растения и обувь людей.

Однако сами горожане инициативу встретили без особого энтузиазма. Еще в январе 2020 года в Уфе появилась петиция с требованием запретить реагент на дорогах, который, по мнению автора, пачкает машины. Уфимец Марат Абрамов утверждал, что такие последствия реагента, как грязные авто и мокрые дороги, увеличивают число аварий. Кроме того, он подчеркивал, что «после зимы вещество осядет пылью в наших легких». Многие действительно опасаются, что использование вещества может навредить окружающей среде.

Что говорят исследования реагента?

Ученые Инженерно-строительного института СФУ проводили испытания «Бионорда». Были взяты 540 проб с разных улиц в начале, середине и конце сезона обработки. «Исследуемая смесь была неоднородна по составу, вследствие чего был не очень предсказуемый результат по времени действия и объему используемой смеси», – отмечала заместитель директора, кандидат технических наук, доцент Инженерно-строительного института Ольга Дубровская.

Коллектив ученых рекомендовал производить противогололедный материал в виде единой многокомпонентной гранулы с обязательным увеличением количества антикоррозийных добавок для большей эффективности и экологичности. Наблюдения показали, что реагент хорошо выполняет свою задачу по быстрому избавлению от наледи, однако инструкция к материалу говорит о необходимости механизированной уборки расплавленного льда, так как из-за недостаточно качественной уборки снега после обработки «Бионордом» действительно могут возникнуть грязь и снежная каша.

Ассоциация зимнего содержания дорог тоже проводила исследование. Куски кожи, железные автомобильные гайки и саженцы растений поместили на трое суток в растворы соли и «Бионорда». «По истечении трех дней сразу бросается в глаза осадок, который появился на баночках раствора соли. А вот на материалах визуально ярких изменений нет. Куски кожи как внешне, так и на ощупь, остались без изменений. Автомобильные гайки ржавчиной не покрылись. Единственные изменения произошли с ростками: саженец из раствора соли обмяк полностью, в то время как в «Бионорде» мягче стал только кончик стебля», – отметили в ассоциации.

Специалисты установили, что все дело в объемах — малое количество соли (а в составе современных многокомпонентных противогололедных материалов есть несколько солей) не навредит окружающей среде. По их мнению, объем солей, который применяется для уборки, ничтожно мал в общей массе выпадающих зимних осадков.

Сколько стоит «Бионорд»?

В интернет-магазине можно купить одну тонну универсального «Бионорда» за 17 тысяч рублей.

Согласно данным сайта госзакупок, в прошлом году МУП «СУРСИС», отвечающий за содержание дорог и мостов в Уфе, закупал 50 тонн за 942 тысячи рублей. Это 18 тысяч рублей за тонну. Сколько тонн закупили в текущем году, не сообщалось.

Чем обрабатывают дороги в других городах?

Противогололедные материалы применяются во многих крупных российских городах. Число городов, где пользуются «Бионордом», увеличилось до 89, включая Казань, Челябинск, Самару, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск. Одной загрузкой песко-соляной смеси можно обработать 11 тыс. кв. метров дороги, а «Бионордом» — 83 тысячи кв. метров. Машине с песком нужно будет потратить в 7,5 раз больше топлива. Например, в Казани после отказа от ПСС и с переходом на современные ПГМ, расходы бюджетных средств сократились на 20 млн рублей.

В Новосибирске провели анализ противогололедных материалов на основе песка и соли и пришли к выводу, что из десяти образцов только два реально оказывали воздействие как коррекционный материал для улучшения качества зимних дорог. Остальные 80% — это просто пыль и глина.

От соли и песка в Москве отказались уже давно. Коммунальщики любили их за дешевизну и относительную эффективность, но экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву, а песок быстро забивает стоки. Власти Москвы заверяют, что противогололедные материалы не содержат вредных веществ и не токсичны. Дворы, пешеходные тротуары и дорожно-тропиночные сети города с асфальтобетонным покрытием обрабатывают комбинированным противогололедным материалом, в основе которого: карбонат кальция (мраморный щебень), формиат натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорид натрия (пищевая соль). Пешеходные зоны с гранитным плиточным покрытием подвергаются обработку щебнем фракции 2–5 мм.

В 2013 году в Москве утвердили свод правил «Технологии уборки», в которых отдавалось предпочтение твердым реагентам. Тогда столица потратила на них 7 млрд рублей — более двух третей антигололедных веществ поставил Уральский завод противогололедных материалов. После того, как основателя предприятия Рустама Гильфанова обвинили в причастности к хищению 2,5 млрд рублей, выделенных московским правительством на закупку реагентов (следствие полагало, что в «Бионорд» добавляли муравьиную кислоту, которая не улучшала свойства реагента, но во много раз увеличивала его стоимость), количество реагента на московских улицах сократилось.

В Санкт-Петербурге этой зимой в качестве противогололедных материалов не будут использовать реагенты. Более того, там в принципе никогда не прибегают к помощи химии для решения проблем скользких дорог. Дороги обрабатывают пескосоляной смесью с содержанием соли не менее 30%. Концентрация ее заметно увеличилась с прошлого года. Прежде комитет старался не применять смесь с содержанием соли более 10%.

В столице Башкирии «Бионорд», судя по данным с сайта госзакупок, используется как минимум с 2014 года.

Как защитить автомобиль от реагентов?

Многие автомобилисты, несмотря на заверения городских служб в безопасности регентов дополнительно защищают машины от химического воздействия. В автотехцентрах водителям предлагают разные варианты защиты кузова, например, синтетический и природный воск, керамические или полимерные композитные соединения. Специалисты обещают, что такое покрытие защитит кузов на год.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное