пришлите новость

«В больницах убивают, безнаказанно и на виду». Кто виноват в смерти роженицы из Башкирии?

15:10, 26 июля 2021

Корреспонденту Пруфы.рф удалось получить комментарий заместителя главврача, чьи действия, по версии обвинения, привели к смерти беременной женщины

«В больницах убивают, безнаказанно и на виду». Кто виноват в смерти роженицы из Башкирии?
Слева: роженица из Нефтекамска Натальа Каримова; справа: экс-замглавврача РКБ Мухамадиева

Муж погибшей роженицы из Нефтекамска Натальи Каримовой обжалует решение Кировского райсуда Уфы, оправдавшего экс-заместителя главного врача Республиканской клинической больницы (РКБ) имени Куватова Марину Мухамадиеву. Адвокат потерпевшей стороны уверен, что картину уголовного дела исказили, и намерен добиваться справедливого приговора.

Корреспондент Пруфы.рф связался со всеми участниками процесса и попытался разобраться, что именно стало причиной трагической смерти 42-летней женщины.

Отправили из Уфы в Нефтекамск с мертвым ребенком в утробе

Как мы уже писали, 7 июля Кировский райсуд Уфы оправдал акушера-гинеколога Марину Мухамадиеву, до декабря 2019 года занимавшую пост заместителя главврача РКБ имени Куватова. Она уволилась после предъявления ей обвинения в неоказании помощи роженице из Нефтекамска, впоследствии скончавшейся в больнице родного города.

Для супругов Рустема и Натальи Каримовых беременность была долгожданной и тщательно спланированной. Супруги решились на экстракорпоральное оплодотворение, предпринимали всё возможное, не жалея денег, чтобы выносить здорового ребенка. Во время беременности Наталья лежала три месяца на сохранении в РКБ. Всё шло, казалось бы, по плану. Никто и предположить не мог, что спустя считаные месяцы замглавврача РКБ станет фигуранткой уголовного дела, возбужденного по факту смерти Каримовой.

Напомним, 18 мая 2019 года Наталья обратилась в нефтекамскую больницу на 34 неделе беременности. По акушерско-гинекологическому анамнезу врачи отнесли роженицу к высокой степени риска и, согласно маршрутизации, направили в РКБ имени Куватова. Спустя несколько часов, которые Наталья провела в дороге, врачи РКБ обнаружили, что ребенок в утробе скончался. Несмотря на возможность возникновения гнойно-септических осложнений у роженицы, ей отказали в госпитализации в РКБ и направили обратно в Нефтекамск. В результате состояние женщины сильно ухудшилось, и на следующий день она скончалась на руках у врачей городской больницы.

«В больницах Башкирии убивают безнаказанно»

Рустем Каримов не смирился с трагической смертью жены и решил добиться справедливости, обратившись с заявлениями в правоохранительные органы. Следствие и судебные разбирательства заняли два года. Итог – оправдательный приговор врачу, который отказал в госпитализации женщине с мертвым младенцем в утробе.

Родные Натальи Каримовой недовольны решением суда. Они считают, что врач РКБ не должна была отправлять роженицу обратно в Нефтекамск, поскольку та относилась к группе высокого перинатального и септического риска, а значит, должна была быть госпитализирована в ближайшее медучреждение. У них нет претензий к медработникам Нефтекамской больницы, которые направили женщину в Уфу и потом приняли ее обратно. Их действия, по мнению пострадавшей стороны, соответствуют инструкциям Минздрава – с учетом осложнений пациентку направили в больницу более высокого уровня.

Рустем Каримов после оглашения судебного решения написал открытое обращение к руководству Следственного комитета РФ и в Генеральную прокуратуру с требованием обратить внимание на расследование дела о гибели его жены.

– Заместитель главврача РКБ Марина Мухамадиева, зная о мертвом плоде, сначала незаконно отказала в операции, отправив больную на верную смерть. А когда узнала о смерти, подделала документы о якобы проведённом консилиуме. То есть совершила умышленное преступление <…> Власть много говорит о защите материнства и детства. В это время в больницах Башкирии убивают. Убивают безнаказанно. На виду у всех, – пишет Каримов. – Было возбуждено уголовное дело, но чиновников больницы начали спасать всем миром. Подключились Минздрав, Прокуратура, Следственный комитет. Расследование было имитацией. Виновного установили, но все сделали так, чтобы она была оправдана.

Юрист Александр Войцех, который представлял в суде родных Каримовой, уверен, что в ходе заседаний суд исказил картину уголовного дела.

– По моему мнению, были неверно отражены в протоколах показания врачей, экспертов, специалистов, всё в угоду оправданию. В конечном счете суд признал главную экспертизу по делу, комиссионную судебную экспертизу, недопустимым доказательством и, по сути, выкинул из дела. В опору оправдательного приговора суд положил лишь заключение патологоанатома. Якобы пациентка умерла от тромбоэмболии, а сепсис был не доказан. Самое главное, что вызвало у нас возмущение, что 18 мая, в выходной день, Мухамадиева исполняла обязанности дежурного врача, и, следовательно, не выполняла обязанности замглавврача, – рассказывает юрист. – Мы рассчитываем, что приговор отменят, но что будет дальше? Там очень серьезное коррупционное влияние. Марина Мухамадиева, по нашим данным, – влиятельная дама.

«Я ни в кого и ни во что теперь не верю»

Марина Мухамадиева неохотно согласилась на комментарий для Пруфы.рф. По ее словам, два года под следствием дались ей тяжело.

– Всё, что со мной случилось в последние два года, полностью перевернуло моё мировоззрение. Я ни в кого и ни во что теперь не верю. Врач, которая 35 лет простояла у операционного стола и делала самые тяжелые операции в республике, спасала тысячи жизней, оказалась вот в такой ситуации. Я даже не представляла, что такое может быть. Сейчас очень просто рассуждать, но я разговаривать на эту тему не могу психологически. После оглашения приговора у меня был срыв, муж привез меня домой в полуживом состоянии, – рассказывает Мухамадиева.

Женщина отказалась подробно отвечать на вопросы корреспондента, обвинив СМИ в однобоком освещении процесса:

– Я не знаю, чьи интересы отстаивает пресса. Я прожила жизнь и думала, что корреспонденты стараются докопаться до истины, а получается, что статьи пишутся ради пиара. Все статьи, которые были написаны по этому поводу, основаны только на мнении и суждениях той стороны, а истинное положение дел нигде не было отражено. А статьи читают все, в том числе мои родственники. Как вы думаете, с точки зрения морали и этики, в чем они виноваты? Кто позволил отравлять их жизнь в таком возрасте? А это очень сильно бьет по их здоровью, – возмущается Мухамадиева.

Ситуация не была описана в регламенте

Во всей этой истории есть и третья точка зрения. Возможно, причина смерти Натальи Каримовой кроется вовсе не в действиях врачей, ведь они руководствовались инструкциями Минздрава по маршрутизации больных. Может быть, корень проблемы стоит искать в самой системе? За ответом мы обратились к кандидату медицинских наук, главному акушеру-гинекологу Минздрава РБ, замглавврача «Республиканского клинического перинатального центра» Татьяне Саубановой.

Специалист рассказала, что существует федеральный приказ, который начал действовать только с начала этого года, он устанавливает «новый порядок акушерской помощи». Документ определяет клинические случаи, тяжелые патологии, осложнения, и то, на каком уровне пациентки должны получать медицинскую помощь. Кроме того, в Башкирии существует свой приказ о маршрутизации пациентов акушерского профиля, где каждая патология, которая может встретиться во время беременности, приписывается к определенному уровню медпомощи и медорганизации. Так, женщины с сердечно-сосудистой патологией рожают в перинатальном центре, с какой-нибудь другой тяжелой патологией – в РКБ имени Куватова.

Тем не менее, по словам Саубановой, бывают случаи, когда даже самый совершенный регламент не исключает трагичных последствий:

– Вопрос в том, что нам мешает? Мешает то, что наши женщины не очень нас слушают. К примеру, живет она в Ишимбае и говорит: «Я все знаю, я предупреждена об осложнениях, но я хочу рожать у себя». С этого момента начинается какая-то новая история. Мы не можем ее уговорить, и весь наш план по оказанию ей медицинской помощи, к сожалению, меняется, и мы вынуждены высылать в Ишимбай бригады – реанимационную, акушерскую, детскую и так далее. В этом плане нам еще надо сильно работать с населением. Тем более, сейчас эта ковидная истерия: «Я не пойду в больницу, я туда не лягу», – рассказывает Татьяна Владимировна.

Эксперт допускает, что в случае с Натальей Каримовой, возможно, причиной трагедии было несовершенство прежнего регламента:

– Раньше, к сожалению, в регламенте не была описана та клиническая ситуация, которая развилась у Каримовой, и куда такая пациентка должна быть направлена. Сейчас это уже есть. Мы участвовали в обсуждении нового федерального приказа, вспоминали подобные сложные случаи. Мы включили в республиканский приказ моменты, которые не были оговорены в федеральном. Я думаю, что таких случаев быть больше не должно в республике. Бывают ситуации, когда женщина оказывается не в том месте, где она должна быть для оказания помощи. Это происходит из-за двух моментов: несовершенство закона и упрямство самих пациенток. Законодательно все шаги по маршрутизации пациенток у нас прописаны. Продолжаем бороться с упрямством, – говорит Саубанова.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное