пришлите новость

Шаблонное мышление и зазубривание: педагоги и родители Башкирии – о том, что мы получили за 20 лет ЕГЭ

14:40, 26 мая 2021

С самых первых экспериментов по введению ЕГЭ вокруг экзамена не утихают споры. Мы опросили педагогов и родителей Уфы, чтобы выяснить, что думают по этому поводу в столице Башкирии

Шаблонное мышление и зазубривание: педагоги и родители Башкирии – о том, что мы получили за 20 лет ЕГЭ

В этом году исполнилось 20 лет, как в нашей жизни появился ЕГЭ: постановление правительства за номером 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» было опубликовано в 2001 году. Поначалу, в течение восьми лет, новая форма сдачи экзаменов проходила испытания, и в конце концов с 2009 года стала полностью обязательной.

Сегодня дети эпохи ЕГЭ уже сами ведут в школы своих малышей, но споры об эффективности такой формы оценки знаний до сих пор не утихают. Так, выступавшая недавно на «Свободной площадке» нашего сайта президент благотворительного фонда «Изгелек», мама выпускницы Зарина Гайсина высказалась о ЕГЭ как об «абсолютном зле как для психики отдельно взятого подростка, так и для общества в целом». Кроме того, в этом году в очередной раз прозвучала идея об отмене единых госэкзаменов: первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин предложил давать выпускникам выбор между ЕГЭ и классическим экзаменом.

Мы обратились к представителям системы образования, родительской общественности, а также к психологу – и спросили, оправдала ли себя, на их взгляд, такая система итоговой аттестации и как, по их мнению, должна сложиться судьба ЕГЭ в дальнейшем.

«Больше плохого, чем хорошего»

Народный учитель РФ и РБ Лиза Агадуллина, подготовившая десятки победителей школьных олимпиад по химии, считает, что от проведения ЕГЭ стоит отказаться:

1316_oooo.plus.png- Есть и положительные стороны, и отрицательные, но отрицательных больше. Готовясь к ЕГЭ, ребенок не учится думать. При прежней экзаменационной системе я смотрела, как работает логика у ученика, задавала вопросы – и если он умеет думать, то отвечал, а если зубрил, то это сразу было видно. А вот ЕГЭ не развивает логику, лишь учит отвечать на конкретные вопросы.

Есть и плюсы – например, объективность: при сдаче ЕГЭ все равны. Не секрет, что раньше существовали «списки», чего уж греха таить: спущенные сверху фамилии детей, которые должны поступить. Но и при новой системе случается так, что приходит сдавать ученик с крайне слабыми знаниями – и получает по ЕГЭ самые высокие баллы: то есть понятно, что нашел какую-то лазейку. Да и стрессы эти бесконечные – все же у ЕГЭ больше отрицательных сторон, чем положительных…

«Против ЕГЭ те, кто по взяткам скучает»

Педагог и экс-проректор УГАТУ ученый Руслан Хисамутдинов считает, что от ЕГЭ ни в коем случае нельзя отказываться:

1525_oooo.plus.png- Плюс ЕГЭ в том, что он дает возможность детям с периферии поступать в лучшие вузы, в том числе и в других городах, с минимальными затратами для родителей. ЕГЭ фактически минимизировал коррупционную составляющую – в частности при поступлении, и это не нравится многим из тех, кто имеет отношение к образованию.

В то же время условия проведения ЕГЭ, на мой взгляд, слишком жесткие. Например, ученик заболел или еще по какой-то уважительной причине не смог прийти на ЕГЭ – и уже не может сдать этот экзамен через неделю. Отсюда и стрессы, и нервозность повышенная. Это, конечно, минус. Если бы была большая гибкость при выборе даты, то паники перед экзаменами было бы гораздо меньше.

На сегодняшний день ЕГЭ – это самая объективная оценка знаний выпускников школ. Именно объективная – а не такая, как хотелось бы учителю. Конечно, я против отмены, это бред. То, что кто-то хочет вернуться к старой системе – из-за того, что кто-то взятки не добирает. Уже не к кому пойти, договориться: «Давай, я заплачу, а ты моего ребенка возьми». Есть случаи, когда сдают за деньги, в основном за пределами крупных городов, но это, скорее, исключение. Система достаточно хорошо работает, и она устойчивая.

«ЕГЭ учит думать лишь по схеме»

Психологи нередко говорят о большом стрессе, который испытывают дети во время сдачи ЕГЭ. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии Башгоспедуниверситета Юлия Федорова считает, что выпускники действительно сильно переживают во время экзамена – но причина этого, говорит психолог, не в самом ЕГЭ:

1799_oooo.plus.png- Очень часто ЕГЭ рассматривается как ситуация катастрофы – «либо сдам, либо жизнь закончилась». При этом много дополнительной «катастрофизации» и усложнения идет от учителей и родителей. У ребенка нет опыта преодоления таких стрессов, и конечно, для него это очень сложно.

Хочется посоветовать родителям: относитесь к ЕГЭ проще. Это не катастрофа, не конец жизни, это лишь один из ее этапов. И даже если он будет не лучшим, всегда есть возможность сделать что-то еще раз. Нужно, чтобы ребенок научился преодолевать стресс и научился такому качеству, как стрессоустойчивость.

На мой взгляд, серьезный минус ЕГЭ в том, что он поощряет шаблонное мышление. Дети не учатся мыслить, большей частью это такое «зазубривание», подготовка по шаблону. Приведу пример. В профориентационном тесте, разработанном МГУ, есть шкала вычисления. Мы несколько раз пробовали давать ребятам, которые занимаются профильной математикой, этот тест – и они не могут на сто баллов решить вычисления там, где нужно думать, принимать решения, адаптироваться. Они могут решать только конкретные задачи, по схеме – вот вам и ЕГЭ. А для профессии это огромный минус – если действуем только по схеме, ничего хорошего в этом нет. И получается, что подготовка к ЕГЭ не относится ни к предмету, ни к профессиональным знаниям в будущем, ни к профессиям, которые он выбирает. Это лишь относится к предмету «Как сдать ЕГЭ».

«Родители ведут себя неразумно»

Руководитель региональной общественной организации «Продвинутые родители» Ирина Банникова также говорит о том, что именно родители зачастую устраивают стрессовые ситуации для своих детей из-за предстоящего ЕГЭ.

172_oooo.plus.png- Корень зла не в процедуре, не в самой структуре единого госэкзамена. Если родители и педагоги, все взрослые люди, которые уполномочены и должны подвести ребенка к этой процедуре, все сделали правильно, никакого урона ЕГЭ никому не нанесет.

Но взрослые почему-то ведут себя совершенно неразумно. И чаще это даже не педагоги, а сами родители, создающие в семье огромное напряжение. Фактически в течение 10-11 класса, то есть двух лет интенсивных нагрузок, дома идет нагнетание: понятно, что изначально цель благая – успешно сдать, но родители впадают просто в какую-то агонию, по-другому назвать это сложно.

Вообще, скажу так: двадцать первый век на дворе – и это говорит о многом. Считаю, что сегодня можно и без перегибов, стрессов и металлоискателей сделать всё так, чтобы не было сомнений в качестве знаний.

«ЕГЭ – это не стресс, а антистресс»

Экс-ректор БГПУ, депутат и член Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Госсобрания РБ Раиль Асадуллин считает, что отменять ЕГЭ не стоит. Но в то же время видит ряд существенных недостатков, возникших после реформы оценки знаний:

Раиль Асадуллин- И в обществе, и в профессиональной сфере педагогов, и в Госдуме всегда поднимались вопросы – стоит ли оставлять ЕГЭ? Но раз эта система столько лет уже живет, значит «ребенок» родился и здравствует. Хотя радоваться тому, что происходит, порой не приходится. На мой взгляд, как профессионального педагога, ожидалось, что если в системе образования появляется новая переменная, то система должна в своем основании измениться – в подходах к организации. Но что произошло? Мы новое посадили в старое, и потихоньку их адаптируем друг к другу. И потому этот процесс идет долго.

Отсюда много плюсов и минусов. Вот говорят, что ЕГЭ — это стресс, а это наоборот, антистресс. Ведь ребенок вместо двух экзаменов сдает один – получается, стресс уменьшается в два раза. Далее, ЕГЭ создает условия для личности. Каждый ребенок, сдав единый госэкзамен, может поступить в несколько вузов – при условии успешной сдачи.

Но есть и минусы. Нужно было сменить подходы к образовательному процессу – потому что предметная ориентированность в сочетании с ЕГЭ вместо мышления на первое место «вытащили» память. В результате великолепные педагогические технологии, в том числе разработанные башкирскими педагогами, ушли в историю и остались только в работе с одаренными детьми.

Дело в том, что развивать нужно не только ЕГЭ – но и всю образовательную систему. Развивать личность, формировать школу мышления в целом, а не только школу памяти. Вот основная идея. Уединенное развитие ЕГЭ малоэффективно: это дает эффект в одном, а в другом может принести серьезное торможение.

  1. А как вы считаете, стоит ли оставить ЕГЭ?
    Отменить ЕГЭ и вернуться к старой системе  
     101 (63%)
    Оставить ЕГЭ как есть  
     59 (37%)
Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ










© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика