пришлите новость

«15-летняя дочь лежит под землей, как мне жить?!»: о чем мечтали и кем хотели стать погибшие ученики казанской школы №175

15:45, 16 мая 2021

Цветы на стихийном мемориале у забора школы начинают увядать, многочисленные игрушки, которые нес весь город, под палящим солнцем постепенно выцветают. Но родители, чьи дети остались навсегда учениками, все еще приходят туда, беспомощно заглядывают в глаза и спрашивают: «Как мне теперь жить?» Что им сказать в ответ? Не знаю. Только беру их руки в свои и плачу вместе с ними.

«15-летняя дочь лежит под землей, как мне жить?!»: о чем мечтали и кем хотели стать погибшие ученики казанской школы №175

Прошло пять дней с момента, когда дверь в гимназию №175 распахнулась и туда вошел человек с ружьем и за восемь минут перевернул жизни нескольких десятков людей, попавшихся ему на пути. Перевернул жизнь всего города.

Мечтала поступить в мединститут 

– Моя Алиса была папиной дочкой. Я так сильно ее любил… Она после школы мечтала поступить в мединститут, работать косметологом. Она так красиво рисовала… - Раиль Гарифуллин как будто на секунду забывает о свалившемся горе и улыбается воспоминаниям.

Их не пустили в морг. Лишь показали фотографию, на которой четыре убитых ребенка лежат в луже крови. Они узнали дочь по белой заколочке на волосах и по белой блузке, которая стала красной.

... Семья Гарифуллиных родом из Рыбно-Слободского района Татарстана. Алиса – их единственный ребенок. Аниса родила ее в 31 год. Бабушка после рождения внучки, будто предчувствуя, сказала: «Всегда будь рядом с Алисой, никогда ее не оставляй. Даже в магазин бери с собой. Аниса, если с ней что-то случится, ты себе этого не простишь и не переживешь».

Ради дочери Раиль и Аниса переехали из Нижнекамска в Казань – чтобы уберечь от вредных выбросов промышленного городка. В первый класс Алиса пошла учиться в школу №175.

photo5262740612132746102.jpg

Алиса после школы хотела стать косметологом

Каждый день родители Алису провожали и встречали со школы, хоть и живут практически через дорогу. Такая сложилась традиция. Сверстники посмеивались, но это правило никогда не нарушалось.

– Мы всегда так делали. Жена встречала ее напротив школы, – рассказывает Раиль, показывая на место у пешеходного перехода.

11 мая не стало исключением. Сопроводив дочь до школы, Раиль поехал на работу, Аниса пошла домой. Все происходившее после 9 часов утра они помнят поминутно. В 9:15 Аниса услышала на улице грохот. Первая мысль – так шумно в КамАЗ что-то грузят. Но звуки повторились второй раз, третий раз…

Аниса позвонила сестре Насиме, которая живет напротив школы, и попросила посмотреть, что там происходит. Та сказала, что детей выводят из школы, все бегут.

– Нам сказали, что детей увезли в РКБ. Там в списке было 18 детей, потом еще 8 прибавилось. Позже сказали, что в больнице №7 еще семеро находятся. Но нигде нашей дочки не было. В это время она лежала в школе, уже давно была мертва. Нас обманывали. Пусть сказали бы горькую, но правду, - Раиль опускает полные слез глаза.

photo5254004227745886730.jpg

Родители Алисы Раиль и Аниса Гарифуллины

– Нас в морг не впустили. При этом сказали оформлять свидетельство о смерти. Я спрашиваю, зачем, если мы не знаем еще, где наша дочь. Может, она еще жива? Муж поехал в больницу. Я побежала домой с мыслями что-то сделать с собой. А у меня дома родственники сидят. Зачем они помешали? - рыдает Аниса.

Только ближе к 17:00 родителям подтвердили страшную весть – Алиса мертва и показали фотографию, сделанную в кабинете, где у 8 А класса проходил урок татарского языка.

Не работал оповещатель

В перестрелке погибла и подруга дочери – Зульфия, еще одна из подруг осталась жива.

– Я спрашивала у нее, почему дочка лежит перед партой, а не за ней, как в остальных классах. Она говорит, что в их классе оповещение не сработало. Услышав шум, дети и учитель сначала вышли в коридор, думая, что это эвакуация. Их классный руководитель Диляра Ахмадулловна Галиуллина, возможно, не успела закрыть дверь и потому стрелок ворвался к ним. А моя дочь всегда за первой партой сидела… Я думаю, что все это из-за халатности ее и директора Амины Валеевой. Вот другой учитель, Роман Львович Гузенфельд, успел закрыться, а еще поставил парты и спиной их держал. Если бы в классе нашей дочери работало бы оповещение и был бы другой учитель…, - рассказывает Аниса.

Отец Раиль говорит, что из-за неработающего оповещения с 1 сентября до детей этого класса последними доходила передаваемая информация.

– И на этот раз тоже в последнюю секунду узнали о ЧП. И то – не от директора школы, а от соседнего класса через закрытую дверь. Это вина классного руководителя и директора: зная, что не работает оповещатель, они не должны были принимать класс. Думали, что директор после этой трагедии покинет свою должность, но нет. Как у нее совести хватает тут ходить? Я видел ее сейчас, она была в слезах. Я сказал ей: «Зачем плачете? Вы как будто тут кого-то потеряли», - Раиль замолкает. – Это второй Беслан. Но в разница в том, что в Беслане шла война, а в Казани – мирное время.

«Зачем мне миллионы?»

В школе не было профессиональной охраны – после пандемии от этой услуги отказались из-за подорожания стоимости с 40 до 47 тысяч рублей. Но мама Алисы считает, что охрана была, потому что она лично с ней сталкивалась, когда приходила платить за питание. Она уверена, что в момент прихода Галявиева на вахте попросту никого не оказалось. Но директор Амина Валеева утверждает, что тревожная кнопка была нажата на вахте и голосовые оповещатели сработали сразу после первых выстрелов – была дана команда закрыть все двери и забаррикадироваться, разместить детей как можно ниже. Она уверяет, что педагогический коллектив приложил максимальные усилия для спасения жизни учеников.

– По телевизору показывают, что будто бы директор по коридору бегала и по громкоговорителю кричала. Если она там бегала, то почему в нее не стреляли, почему ее не убили? Почему моего ребенка убили? В чем она виновата? Как мне жить? Один-единственный ребенок. Как жить? В ванну зайду – ее вещи. В комнате – ее игрушки, ее одежда. Моя 15-летняя дочь лежит под землей, как мне жить?! Что я с их миллионами буду делать? Я бы все отдала ради дочери. Почему моего ребенка убили, скажите? В чем она виновата? - вопрошает Аниса. 

Близкие вспоминают, что на похоронах была медсестра, которая приезжала в школу после перестрелки. По ее словам, когда бригада скорой помощи зашла в класс, семь детей лежали на полу и они были еще живые, но только оказывать помощь было поздно.

– Мы вместе растили этого ребенка, – начала тетя погибшей Насима Шайхутдинова. – Я первая прибежала. Все обежали тут. Наш ребенок 9:30 был уже мертвый. Целый день искали ее, никто не говорил где она. Из школы никто не подошел. А если бы родителей в городе не было? Ребенка в морг как неизвестного отправили? Мы из Рыбно-Слободского района, ребенка там похоронили. Местная администрация, полиция, представитель министерства образования были. Спасибо им. Но из школы ни один человек не позвонил, не подошел, не поинтересовался. Только двое же учителей погибли. 

Могила Алисы утопает в цветах. Она похоронена на окраине кладбища, возле зеленого луга. Там еще нет оградки и надгробия.

– Надо памятник поставить, этим буду заниматься, - говорит Раиль. - А потом… потом не знаю, как жить.

photo5262740612132746107.jpg

В соседнем классе убивали сына…

Перед смертью Алиса ничего не успела написать родителям. Ее одноклассник Амир успел. Он направлял сообщения матери, Алине Зариповой, которая находилась в нескольких метрах от него, в классе напротив, за плотно закрытыми дверями. Амир писал маме, что ему становится плохо. Алина молилась за сына и успокаивала своих учеников. Но ее мальчик не выжил. Ильназ Галявиев хладнокровно пристрелил его возле парты.

d2dc803f-df92-4c7b-b996-9bd175738349.jpg

Когда пришедший ОМОН начал выводить учеников из кабинетов, она увидела, что двери 8 А класса открыты и с надеждой подумала, что их также спасли. О смерти Амира она узнала лишь потом…

Амира похоронили в родном селе в Высокогорском районе. Ему было 15 лет, и он мечтал стать программистом.
Еще один Амир похоронен на мусульманском кладбище в Самосырово вместе с одноклассниками Ильзией и Дамиром. Ильзия и Амир – двоюродные брат с сестрой.
– Я лично в тот день привез сына в школу, а забрал его оттуда уже мертвым, - рыдает Фаниль, отец Амира.

photo5251502692763808514 (1).jpg

Могилы Амира, Дамира и Ильзии

Третий Амир вместе с одноклассницей Зульфией Г. похоронен в погребальном комплексе «Курган». О Зульфие друзья отзываются как о скромной девочке, которая всегда хорошо училась и умела находить общий язык со всеми. Амира товарищи называют смелым парнем, и, скорее всего, именно поэтому, он больше всех попал под обстрел. Возможно, хотел остановить преступника, не сдавался до последнего.

«Больше в эту школу не вернусь»

Оставшимся в живых ученикам 8 А класса предстоит долгая реабилитация. Смогут ли они оправиться от пережитого?

– Дочь сидит дома, плачет и рисует все, что видела. Говорит, что не сможет больше в эту школу ходить – там слишком много крови, - рассказывает мама одной из девочек, на чьих глазах расстреляли одноклассников.

Другой ученик школы, находившийся на первом этаже, видел, как его одноклассники начали кидаться в окна и получали травмы, переломы. Мама мальчика сказала, что ребенка заберет из этой школы.

photo5251502692763808414.jpg

Возле стихийного мемориала, куда в эти дни приходил, пожалуй, весь город, горько плачет женщина. Ее ребенок тоже учился в этой школе, но, к счастью, не пострадал. Но огнестрельное ранение получил сын подруги. За его жизнь борются врачи.

– Он успел спрятаться за партой. Врачи говорят, что выкарабкается… Это самое большое горе, какое есть на свете. Не дай бог такое никому пережить.

photo5262740612132746103.jpg

Роковая случайность

12 мая прошли похороны двоих учителей. Первой жертвой Галявиева оказалась учительница 4 «Г» класса Венера Айзатова, у которой 11 мая не было уроков. Но она пришла, чтобы проверить тетради учеников. По роковой случайности оказалась в коридоре: услышала звуки выстрела, вышла из класса и ее настигла пуля.

– То, что произошло, описать невозможно, вписать в нормальную человеческую логику невозможно. Простите нас, Венера Султангареевна, - произнес на похоронах министр образования РТ Ильсур Хадиуллин.

photo5251502692763808536.jpg

На похороны пришло множество людей – родные, коллеги, ученики, выпускники школы. Все в один голос говорили, что она была человеком с большой буквы и чутким педагогом. По словам ее родственницы Гильсины, погибшая жила школой, учениками.

– Мы росли с ней на одной улице. Она всегда играла учительницу, а я врача. В итоге она пошла в школу, а я стала доктором, - рассказала она.

365076ce3324c105d81c905672eba42d02b05bab_599_399_c.jpg

В. Айзатова

– Я не поверил. Я до сих пор не верю, что ее не стало. Венера Султангереевна занималась со всеми учениками одинаково и если что-то не получалось у детей, то оставалась после уроков или приглашала к себе домой. Она была открытая и добрая, - вспоминает ее бывший ученик Михрус Мавлонов.

– Венера-апа не только учила детей писать и читать, она вкладывала в них нечто большее – учила быть хорошим человеком. Ее ученики всегда отличались воспитанностью. Я ей очень благодарна за ее педагогический труд, - рассказала мама одного из ее учеников.

Ее единственная дочь Гульнара с трудом держалась на ногах, опираясь на родственников. И безмолвно плакала.

photo5251502692763808557.jpg

«Прощайтесь»

Защищая учеников, погибла учительница английского языка Эльвира Игнатьева. Ей в июле исполнилось бы 27 лет.

– Почему ты нас бросила, дочка. Как теперь жить? – не переставая, повторяет мать, склонившись над фотографией на могиле, с которой смотрит яркая и улыбчивая девушка. Отец, поддерживающий жену под руку, тоже не сдерживает слез.

photo5251502692763808487.jpg

Отец Э.Игнатьевой

Эльвиру Николаевну называют ангелом-хранителем детей. Она всегда была за учеников – решала их проблемы, вставала на защиту перед другими педагогами. А в день перестрелки она своим телом закрыла ребенка. Перед смертью, оттолкнув от стрелка ученика, она окинула взглядом класс, сказала «прощайтесь» и пуля попала ей в голову.
– У Эльвиры были большие перспективы. Она заняла второе место в конкурсе «Учитель года». Ее готовили ко всероссийскому этапу. Очень любила детей, и дети ее любили. О ней говорят, что она была как ангел, - рассказывает дядя умершей Талгат Гумеров. ­­– Трагедия произошла из-за воспитания. В школах зачастую преподают только предметы, а воспитанием детей мало кто занимается.

image.jpg

Родные погибшей уверены, что трагедии можно было бы избежать, если в школе должным образом организовали охрану. Они уверены, что на эти цели должны выделять бюджетные деньги, а не проводить сбор с родителей.

***

В этом году исполняется 10 лет с момента крушения татарстанского теплохода «Булгария». Восемь – авиакатастрофе в казанском аэропорту. 11 мая в истории Татарстана появился еще один незаживающий шрам.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное