пришлите новость

«Мне терять нечего»: скандальная уфимская активистка Алла Яковлева о борьбе против точечных застроек

13:19, 16 апреля 2021

Остановившая строительство в своем дворе уфимка рассказала, какое давление оказывалось на семью, о проплаченных протестах и отношениях с заместителем руководителя Администрации Главы РБ.

«Мне терять нечего»: скандальная уфимская активистка Алла Яковлева о борьбе против точечных застроек

Уфимка Алла Яковлева стала, несомненно, символом борьбы, развернувшейся в Уфе в июне 2020 года, за дом на улице Шота Руставели. Жильцы боролись против строительства высотки в нескольких метрах от их девятиэтажки с трещиной. И победили – глава региона принял решение приостановить работы.

Но Яковлева не ушла с информационной повестки. Она принялась помогать жильцам домов на ул. Конституции, 5 и Свободы, 36 и 38 в ситуации с точечной застройкой. Начала разбираться в истории дома на Карла Маркса, 5/3, который хотят снести, чтобы построить парковку для Арбитражного суда РБ. А дом – вполне добротный. Помогала восстановить справедливость уволенному директору Детской художественной школы №1.

О сегодняшнем дне и о планах на будущее издателю Пруфы.рф Рауфе Рахимовой рассказала сама активистка.

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале

Никто, кроме меня

– Алла, ради прекращения стройки на Шота Руставели вы стояли на коленях перед мэрией, организовали крестный ход, объявили в розыск главу города, принесли попкорн Радию Хабирову. Почему руководство города и республики не отреагировало на ваши жалобы сразу же? Почему власти не готовы услышать собственный народ без уличных акций?

– Я сначала тоже себе такой вопрос задавала, а потом я поняла, что им было что скрывать в этой ситуации. Не расселенное вовремя аварийное жилье, допустим. Меры прокурорского реагирования, в которых описано, что администрация города своевременно не реагирует, допускает попустительство. Возврат земельных участков, который несет расторжение договора развития территорий. Сейчас это все вылезает постепенно, а тогда могло ударить разом и вызвать еще больший резонанс.

– Что предшествовало принятию решения Хабировым остановить строительство?

Я думаю, то, что мы пришли к нему в Дом правительства. Он понимал, что мы не один раз пришли. Я вынуждена была пойти на такой шаг, на все эти акции, потому что меня жизнь в такие рамки поставила, где я поняла, что кроме меня это сделать некому в этом дворе.

– На какой стадии находится ваше взаимодействие с «ПСК-6» и какое решение судов удовлетворило бы вас?

Нас удовлетворило бы решение суда любое, которое не позволит у нас во дворе строить и позволит получить эту территорию обратно, благоустроить ее, чтобы жители могли там отдыхать.

– Остановив строительство во дворе собственного дома, вы лишили жителей двух соседних бараков возможности переселиться в нормальные безопасные квартиры, и они вынуждены были обратиться к президенту страны Путину. На что вы сказали, что поможете с расселением. Вы подключены в этот процесс?

– Я активно общаюсь с жильцами этих домов. Очень важный момент: в действительности «ПСК-6» обязана была расселить эти дома до 7 января 2020 года и строить на их месте. Так предполагалось по договору развития территории. Но этого не произошло. И, несмотря на это, 30 января 2020 года компания «ПСК-6» получает в собственность земельный участок около нашего дома, где сносить ничего не нужно. Снос бараков отложили в долгий ящик, тем самым подвергая ежедневно жизнь и здоровье людей риску.

На данный момент, в связи с тем, что администрация города расторгла договор развития территории, права расселения у «ПСК-6» уже нет. Это теперь должна сделать администрация города.

_DSC0969.jpg

– Вы говорили, что «ПСК-6» их собирался расселять куда-то в Баланово. Откуда у вас такая информация?

– Есть определение суда как раз таки, есть иск на 750 миллионов рублей от «ПСК-6». Они просят компенсацию вложенных денег расселенного барака по Руставели, 70/7.

– А куда расселены люди?

– А кто куда. Например, комната 17 квадратных метров, в эту комнату в трехкомнатной квартире заселены трое мужчин и с ними двое несовершеннолетних детей, просто абсурдная ситуация. Президент России говорил, что не нужно переселять людей из аварийного в аварийное, не нужно из аварийного переселять в коммуналки и так далее. Так давайте нормально людям сразу улучшим жилищные условия, в конце концов, по 30 лет некоторые из них на учете состоят и ждут сноса. 

Помогли упорство, уверенность и знания

– Вас ведь пытались объявить сумасшедшей?

– Да, и пытались искать моих несуществующих детей. С одной стороны, меня это даже забавляло. Какой-то несерьезный подход – искать через школьные и детсадовские чаты. Искали детей с фамилией Яковлева и Яковлев, чья мама Алла Яковлева. Интересно, у администрации города нет других ресурсов, чтобы это выяснить?

Пытались воздействовать на мою сестру через ее детей – мы живем вместе. У нас заклеили в квартире замки клеем, два замка. Вызвали полицию, одна из приехавших сотрудниц спросила, чьи дети. Моя мама говорит: «Наши». На следующий день у порога появились представители органов опеки, сестра дома с детьми. Говорят, якобы ищут ребенка 12 лет, раздававшего листовки во дворе в 12 ночи, о чем поступило анонимное заявление. Мама написала в соседский чат всю эту информацию, сразу соседи дали отпор. Три дня ходила опека…

Надо отдать должное моей семье, моим близким, моей сестре, которые прошли через все это вместе со мной. Я ни разу не услышала от них – «хватит, прекращай, мы устали, нам надоело». Ни разу.

– Как вы думаете, что вам помогло победить в этой войне?

– Настойчивость. Я сто раз могу упасть и в сто первый встать. У меня есть такое качество, его очень часто люди, которым приходится сталкиваться со мной, называют категоричностью.

– Настойчивости достаточно для того, чтобы победить?

– Еще нужны знания. Я же перелопатила кучу документов, изучила градостроительный кодекс РФ, и не я одна, моя мама, соседи тоже читали. И уверенность важна – в том, что справимся, потому что это наше право: на благоустроенное комфортное жилье, на то, чтобы у нас был свой двор. 

Почему другие сдаются

– Около Красинского рынка депутат горсовета Баутский строит многоэтажный дом – впритык к малосемейному общежитию. Жильцы, как и вы, пытались протестовать, писали письма, но не победили. Почему, на ваш взгляд?

– Я приезжала к ним, мы пытались устроить собрание, но вся проблема в том, что люди пассивные, скажем так. Я вот сейчас смотрю на происходящее: Армавирская, парк Гафури и так далее. Там активисты, местные жители не подвергаются таким нападкам, каким подвергались я, моя семья, но они не борются активно.



– Глава РБ Радий Хабиров в резкой форме остановил строительство в вашем дворе и не предложил ничего взамен. Та же самая ситуация была на Армавирской. При этом у компаний-застройщиков с разрешительными документами все было в порядке, администрация города дала им разрешение на строительство. Наказаны бизнесмены, застройщики – и никакой ответственности городских властей и республиканских. Вам не кажется это несправедливым?

– Не только кажется, я это вижу. Я считаю, что нужно было прийти к каким-то переговорам. Было бы справедливо предоставить «ПСК-6» другой земельный участок с учетом компенсации того, что он потратил. Но с ними не ведут нужных переговоров, пытаются решить проблему силой, судебной тяжбой и так далее. 

Об отставке Байдина

– Вы очень жестко выступили в защиту уволенного главного архитектора Байдина. Как вы думаете, кто уволил его и за что?

– Я считаю, что Олег Байдин имеет, во-первых, собственное мнение, но оказался в этой области неугодным. Когда у нас какой-то архитектурный облик города не очень хороший, мы все что делаем? Кидаем камни куда? В Главархитектуру. Но никто не вдается в подробности, что у Главархитектуры нет этих полномочий.

Я присутствовала на мероприятии, посвященном новым правилам застройки города Уфы, согласно которым расстояния между домами должны быть минимум 30 метров, если дом высокий. На каждые 50-60 квадратных метров жилья должно быть предусмотрено одно парковочное место. Я видела лично возмущение застройщиков: «Олег Анатольевич, а зачем такие расстояния между домами, зачем такое количество парковочных мест?»



Он им объясняет: «Понимаете, даже если на 40 квадратных метров жилья сейчас сделать одно парковочное место, нам все равно не хватит. А у вас плотность застройки на участке 60% – вроде по нормам, а вверх – неограниченное количество этажей. А куда девать машины? Нужны еще школы, детские сады. Народу-то много проживает». Я видела, как он дает им отпор.

Я так предполагаю, что его попросили, потому что до этого уже были заявления. Он мешал своими попытками сделать все открыто, прозрачно. 

Живу на сбережения

– Вам кто-нибудь предлагал монетизировать вашу активность, чтобы получать деньги за специально организуемые акции? И вообще – как вы относитесь к такому способу заработка?

– К такому способу заработка я никак не отношусь. Что касается активистов, которые на этом зарабатывают – не знаю, я их не ловила за руку. Сама я не получала таких предложений.

– Называют цифры 200-300 тысяч за какие-то акции…

– Кому-то называют эти цифры, я о них даже не знаю. Я рада, что мне не предлагали, пришлось бы отказать. Для меня это неприемлемо. Но когда с парком Гафури этот вопрос начали поднимать, мне мои соседи начали скидывать информацию, что я тоже вхожу в число тех активистов, которые якобы берут деньги. Если я у кого-то взяла, пусть приведут доказательства.

_DSC0994.jpg

– Из чего складывается ваш семейный бюджет, семейный доход?

– Сейчас живу на сбережения, которые я смогла когда-то отложить. И потом, у меня есть семья, есть брат, есть сестра, мама. Это люди, которые меня не бросают.

В процессе борьбы, когда делались попытки у меня что-то отобрать, я важный момент для себя поняла: все, что у меня есть, отобрать у меня невозможно, потому что это я сама. И никакой машиной, никакой шубой, никакими новыми сапогами вот это ощущение собственного достоинства не заменить.

– У вас было свое ателье, вы даже расшивали золотом генеральские мундиры. Соответственно, у вас круг общения важный; даже говорят о ваших каких-то отношениях с Ринатом Башировым, заместителем Администрации Главы РБ, которого как раз застройщики обвиняют во всех своих бедах. Что вас связывает?

– С Ринатом Башировым меня связывает только деловое общение, связанное как раз таки с решением проблемы точечной застройки в моем дворе, в моем квартале. Он помогает в рамках законодательства Российской Федерации. Мы собираем документы, дебеты с кредитами, все это становится видно и прозрачно: что, где, какие нюансы.

Честно скажу, в процессе моей борьбы люди из моего окружения, эти генералы, даже заказчики из других городов, которых я раньше одевала, большинство наблюдало со стороны, потому что все понимали, что влезть туда – и непонятно чем всё закончится. Есть люди, которые пожалели меня и сказали: «Ты понимаешь, что угробишь свою молодость, свою жизнь, зачем ты это делаешь?» Я говорю: «Затем, что меня не устраивает, что у меня на протяжении трех лет будет бардак». Вот и все. 

Проблема чиновников: путать свое и государственное

– Чем вы гордитесь и где вам не удалось одержать победу – или пока не удалось?

– Не удалось еще одержать победу на Конституции, 5, где точечная застройка. Там переделали проект планировки, который администрация города отменила, но этот проект планировки по закону, к сожалению, не отменяет разрешения на строительство, и на сегодняшний момент жители борются. Но суд под предлогом, якобы жильцы подали через электронный сервис свое исковое заявление, не имея определенных полномочий электронной подписи и так далее, отказывает. Сейчас все на стадии принятия иска.

– А на Карла Маркса у вас что?

– По Карла Маркса, 5/3 хороший, качественный дом решением суда признали аварийным, с чем несогласны жители, потому что у дома нет аварийности 70%. Экспертиза показала, якобы 66%, но если все правильно сложить, получается 56% износа. Жители хотели бы остаться в этом доме, но они готовы пойти на уступки администрации города, если останутся жить в центре Уфы. Люди хотят хорошее, благоустроенное жилье.

– А сейчас у них нормальное жилье?

– Чтоб я в таком аварийном доме жила. Это обалденный дом, в котором очень толстые стены, ощущение в каждой квартире, как будто нахожусь в отдельном частном доме.

_DSC0986.jpg

– Второй стороной в этом конфликте кто является?

– Администрация города. Вообще, проблема возникла еще в 2015 году, при задумке строительства Арбитражного суда нужно было решить с этим домом проблему, выплатить компенсации или людям предоставить квартиры, и строить. Строить начали в 2019 году, но представляете, когда круглосуточно везут бетон, работает насос, каково людям. И с января они перестали терпеть и молчать.

– У вас есть еще какие-то успехи в общественной деятельности?

– Художественная школа, где директора обвиняли сначала в растрате, но мы совместными усилиями с преподавателями отстояли справедливость. Я считаю, что это хорошее достижение, потому что со школами у нас проблемы сейчас. Видимо, есть какие-то интересы у мэрии, потому что они привыкли муниципальные школы делать чуть ли не собственными коммерческими. Проблема наших чиновников – путать свое и государственное. 

Нужно объединиться

– Вы решили баллотироваться в депутаты горсовета. Идете туда, чтобы бороться с застройщиками или все-таки шире ставите задачи?

– Шире. Я ставлю перед собой задачи по улучшению жизни в городской среде. Собираюсь баллотироваться от округа, в котором живу, это 13 округ. До «Азимут-отеля» по той стороне проспекта от реки Белой, потом Адмирала Макарова, одна сторона Уфимского шоссе и Трамвайная, до моста Черниковского. На протяжении последних десяти лет от своих соседей только и слышу, что мне в депутаты надо идти. Люди говорят с позиции «мы тебя выбираем», готовы оказать поддержку – обучиться, агитировать, наблюдать. Мне приятно то, что люди видят во мне этого человека, потому что я действительно делаю это не ради какой-то наживы коммерческой, а потому что что-то изнутри идет.

– Что вы посоветовали бы другим жителям Уфы или республики, которые хотели бы защитить свои права, свои дворы, свои дома и так далее? Что нужно сделать, чего им не хватает?

– Не хватает свободы от привязанности к материальным вещам. Вот машина у кого-то есть, и боятся, что ее подожгут, боятся потери заработка и так далее. Ипотека, кредиты, долги. И я людей понимаю.

Поэтому нужно собраться вместе, объединиться. Чем вас больше, тем легче будет и страх преодолеть, и уязвимости будет меньше. Если вас будет 50 активистов, то со всеми вряд ли смогут что-то сделать.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное