«Мне повезло с сыном»
Айрат Дильмухаметов родился в Уфе 54 года назад. Рос в семье интеллигентов: его мама Агиляш Дильмухаметова – заслуженный медик, а отец Ахнаф Дильмухаметов был вторым секретарем обкома КПСС, историком, политиком.
По словам матери Айрата, она воспитывала его по принципам: «Правда, только правда», «Никогда не лгать, не воровать, и тем более – не убивать». Айрат рос послушным ребенком, но самостоятельным ребенком. Агиляш говорит, что «такая натура у него: сказано – сделать надо». Когда Айрат был еще подростком, она рано утром уходила на работу, оставив с вечера сыну список необходимых дел, и просила вычеркивать выполненное.
«Когда вечером приходила домой, то все в списке было вычеркнуто. Так мне повезло с сыном!» – восклицает мать.
Айрат учился в БГУ на историка, а потом вместе с Радием Хабировым получил дополнительное образование в турецкой Анкаре. Уже с начала 1990-х годов он вел активную общественную борьбу, был редактором газеты «Майдан», участвовал в митинге пенсионеров против монетизации льгот. С того времени власти в его словах стали замечать призывы к экстремизму, терроризму, сепаратизму.
В марте 2019 года для Дильмухаметова началась новая серия политически окрашенных уголовных дел. В апреле 2019 года Российское правозащитное общество «Мемориал» признало его политзаключенным.
По каким эпизодам осудили?
24 августа 2020 года Центральный окружной военный суд в Самаре приговорил оппозиционного башкирского политика к 9 годам колонии строгого режима. Дильмухаметов был признан виновным по четырем статьям Уголовного кодекса.
-
Ему вменялись два эпизода по ч. 2 статьи 280.1 УК «Призывы к сепаратизму», то есть к нарушению территориальной целостности России. Конкретно речь идет о видеообращении в интернете к оппозиционному Форуму свободной России с призывами «к созданию новой федерации», а также о высказываниях в передаче «Персонально ваш», прошедшей в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Уфе» в мае 2018 года. По этим двум эпизодам он получил три года.
-
За финансирование экстремистской деятельности (ч.1 ст. 282.3 УК РФ) Дильмухаметов осужден на 5 лет. Дело касалось призывов к сбору средств в поддержку на карту его матери.
-
Еще два года он получил за призывы к экстремистской деятельности по ч.1 ст. 282.3 УК РФ за высказывания во время инцидента в Баймаке в октябре 2018 года, когда после столкновения группы местных жителей с чеченскими рабочими на стихийном сходе граждан возле местного РОВД собравшиеся потребовали освобождения всех задержанных.
-
Кроме того, ему вменили ч. 2 ст. 205.2 УК РФ «Оправдание терроризма» за видеоролик, где он рассуждает о запрещенной в РФ организации «Хизб-ут-Тахрир» и говорит о неоправданной суровости приговора 12 башкирским мусульманам (до 24 лет лишения свободы). При этом Дильмухаметов не рекомендовал вступать в эту организацию, а, напротив, говорил, что ни к чему хорошему это не приведет. За этот ролик ему дали 6 лет.
Прокурор на суде просил 12 лет колонии строгого режима, однако путем частичного сложения наказания вышло 9 лет. Адвокат правозащитной организации «Агора» заявил, что приговор будет обжалован.
Последнее слово
После оглашения приговора подсудимый взял последнее слово. В своей речи он указал, что не согласен ни с одним из пунктов обвинений. По его мнению, всё это юридический абсурд и фабрикация уголовного дела. Он также заявил, что не доверяет результатам работы «лингвистки Елены Хазимуллиной и психолога Екатерины Плехановой». Результаты экспертиз этих сотрудниц Башгоспедуниверситета легли в основу всех обвинений, подготовленных ФСБ против Дильмухаметова.
– Считаю данное дело политически мотивированным, – рассуждает политический обозреватель ProUfu Рамиль Рахматов, выступавший свидетелем в деле. – Я не вижу ни одного состава преступления по всем пунктам его обвинения. Дильмухаметов стал дежурным преступником для органов госбезопасности, и если логика сотрудников ФСБ – это машина, это система, то я отказываюсь понимать логику сотрудников БГПУ, которые в угоду следствию пишут экспертизы и отправляют человека на много лет в тюрьму. С каким чувством справедливости, совести или стыда они после таких своих показаний приходят домой и смотрят в глаза своим детям?! Девятилетний срок чудовищен по своей несправедливости и жесткости приговора.
С абсурдностью строгости наказания согласен член Совета по правам человека при главе РБ, главный редактор «Эхо Москвы в Уфе» Руслан Валиев, он тоже выступал свидетелем в деле:
– Иногда за убийство дают три года, а тут за слова, которые не привели ни к каким последствиям, дали 9 лет. Да, точка зрения Айрата Дильмухаметова сильно отличается от общепринятой. Пассионарная (активная) часть общества, к которой традиционно апеллировал Айрат, также традиционно молчит. В данном случае не стоит говорить что-то вроде: «Наверняка что-то там есть, просто так ничего не бывает». Бывает. За это время я неплохо ознакомился с материалами дела. В нем обычная публичная политика, основанная на дискуссии. А у нас ни здоровой дискуссии, ни публичной политики практически не осталось.
По мнению Валиева, о чрезмерности наказания Дильмухаметова должны говорить все, включая его оппонентов. Его идеи должны быть предметом публичной дискуссии. Ведь сам Дильмухаметов все время призывал к обмену мнениями. Однако там, где публичная политика выжжена, приговор, увы, не вызывает удивления, а скорее, вызывает печаль.
Агиляш Дильмухаметовой 78 лет, она - заслуженный медработник Башкирии
«Слезы матери им отольются»
Сразу после суда его мама Агиляш Дильмухаметова высказалась, что считает дело дико вымышленным и несправедливым:
– Как можно дать 9 лет человеку, который борется за демократию, за федерализм, за справедливость, за то, чтобы жители республики жили счастливо. Как он может быть террористом, экстремистом и сепаратистом? Кто ответит мне на этот вопрос? Кто навешал на него эти ярлыки? Неужели это те, кто привык сажать, подставлять, убивать, отравлять свободолюбивых людей? Да, в его молодые годы были крайние взгляды. Но ни одна мама не подведет своего сына к обрыву. И я этого не делала. Он родился в семье трудолюбивой, дружной, интеллигентной. Бог одарил его большим умом, невероятной памятью, необычным мышлением… Он родился, чтобы жить и бороться «за справедливость». Сейчас я чувствую себя загнанной, мне кажется, что кругом одни звери. Мои слезы – слезы матери – им отольются.
Читайте также
- «Мемориал» признал уфимского публициста Айрата Дильмухаметова политическим заключенным- Губерния или республика? Айрат Дильмухаметов и Арсен Нуриджанов о федеративных отношениях в России
- Мама Айрата Дильмухаметова: «Мой сын всегда плывет против течения!»