В политическую традицию нашего региона стало прочно входить принятие того или иного кадрового решения вечерами пятницы. Увольнение с поста вице-премьера Ильяса Мунирова ознаменовывает не только желание Рустэма Хамитова избавиться от ставшего неудобным окружения. После распада группировки «балтачевских» свое влияние наращивает условная группа «бирских» во главе с генеральным директором ОАО «Башспирт» Николаем Князевым.
Уволен – не уволен
Как утверждают наши источники, накануне коллегии Госкомтранса РБ 3 августа было подписано распоряжение об увольнении руководителя АО «Башкиравтодор» Фаата Халитова (род. в Балтачевском районе). Должность, как и кресло ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ (ГКУ УДХ), непубличная, но ключевая по деньгам. С учетом уголовных дел и громких скандалов в дорожной отрасли Ильяс Муниров как курирующий вице-премьер, видимо, благоразумно предпочел свое политическое будущее контролю средств через своих земляков. Да и их количество уже давало повод говорить о «Балтачевском клане». В общем, уже 4 августа господин Халитов должен был уйти в отпуск с последующим увольнением, а 10 августа совет директоров общества должен был назначить нового директора. Под вопросом оставался и руководитель ГКУ УДХ Ринат Абдульмазитов.
Однако в эти кадровые решения в дорожной отрасли вмешались другие силы. Источники в Администрации Главы РБ утверждают, что, пользуясь скандалами с «балтачевскими», свое влияние на дорожную сферу будто пытается установить руководитель администрации Владимир Нагорный. Дескать, он желает видеть в кресле руководителя ГКУ УДХ РБ Андрея Казанцева, а в «Башкиравтодоре» Дмитрия Титова. Как уверяют источники, претендентам было дано «домашнее задание», цена вопроса – 16 и 20 миллионов рублей. Оба господина ранее вместе работали в одной компании. Данные назначения станут знаком передела зон влияния в эшелонах башкирской власти. Само по себе назначение на еще неостывшие «хлебные места» креатур руководителя администрации говорило о постепенном уходе «Балтачевского клана» и самого вице-премьера Ильяса Мунирова. Но события начали развиваться намного стремительнее при участии еще одной группы игроков.
Изначально Фаат Халитов был полностью человеком Ильяса Мунирова. Но количество скандалов в дорожной сфере уже накопилось так много, что он стал тяготить вице-премьера. Уголовное дело вокруг строительства моста в Караидельском районе, автодороги Караидель – Тастуба – Сатка, протест жителей деревни Сарва в Нуримановском районе породили целый ряд проблем для дорожников. Но в ситуацию пришлось вмешаться не только вице-премьеру, но и самому Рустэму Хамитову. Поэтому логично, что Ильяс Муниров захотел дистанцироваться от своих бывших креатур.
Однако Халитов, как утверждают наши источники, не потерялся, а его патроном стал руководитель ОАО «Башспирт» и депутат Госсобрания РБ Николай Князев.
– Князев поддержал Халитова, а тот отказался от своего заявления об увольнении по собственному желанию. Николай Иванович знал, через кого надо действовать – через «мадам Мархамат», благо у них сложились отношения. Стоит вспомнить ту историю с новым автомобилем для главы РБ, которую приобрел «Башспирт». В итоге без всяких разговоров и предварительных встреч уволенным оказывается сам Ильяс Муниров. В указе об его отставке говорится: «В связи с переходом на другую работу». Но в реальности Мунирову так и не предложили никакой должности.
Через семейный тыл
Обрывочная информация о группе влияния Николая Князева ходила давно, равно как об его отношениях с супругой главы региона. Очевидно, что бывший бирский градоначальник Николай Хорошилов, сменивший Ильяса Мунирова на посту вице-премьера, в нее входит. Начальник службы безопасности АО «Башкиравтодор» Альберт Валетдинов ранее работал на аналогичной должности в «Башспирте». Кроме этого, Фаат Халитов также успел поработать в ДРСУ Бирска. Поэтому здесь налицо образование группы влияния «Бирские», или «Князевские». Фактически она берет под контроль большую часть дорожного строительства в республике через ГКУ УДХ РБ и АО «Башкиравтодор».
То, что Николай Хорошилов находится в тесной связке с руководителем «Башспирта», не отрицают и лояльные руководству республики эксперты.
Наша версия хронологии и причин падения вице-премьера Мунирова, который не просидел в кресле и года, выглядит следующим образом. Скандалы и уголовные дела вокруг дорожного строительства начали напрямую отражаться на имидже самого Рустэма Хамитова, особенно с учетом участия в них многочисленных земляков. Основным игроком «Балтачевского клана», который контролировал огромные денежные потоки, и был вице-премьер Ильяс Муниров. Подготовленные Владимиром Нагорным нужные справки легли на стол первого лица, тем более если был еще заход и с семейного тыла. Таким образом, желание сохранить политическое лицо у Рустэма Закиевича могло совпасть с желанием усилить группировку «Князевских». Только будет ли от этого эффект?
Дембельский аккорд и каждый сам за себя?
Ильяс Муниров до сих пор оставался едва ли не самым верным и последовательным сторонником Рустэма Хамитова. В приватных разговорах он всегда связывал свое будущее только с ним.
– На мой взгляд, отставка Ильяса Мунирова связана с позицией федерального центра относительно выделенных Фондом содействия реформированию ЖКХ средств на расселение ветхого жилья в Уфе. В этой истории много запутанных сюжетов, и Мунирову не удалось их грамотно «разрулить». Но объективно говоря, это сделать было очень сложно, слишком уж «тяжелый кейс». Полагаю, что Муниров – это не тот человек, который может пойти во фронду Рустэму Хамитову. Уверен, несмотря на неожиданную для него отставку, он сохранит лояльность действующей власти, – продолжает Дмитрий Михайличенко.
Однако с такой интерпретацией скандала с миллиардом Фонда не согласны собеседники в окружении бывшего вице-премьера. Есть информация, что 31 июля в Москве прошло ключевое заседание комиссии в связи с делом о миллиарде Фонда содействия реформированию ЖКХ РФ. Как утверждают собеседники, только благодаря огромным усилиям Мунирова и его связям в Москве пока удавалось не подставить под удар руководителя республики.
– За расходование федеральных средств по госпрограмме переселения граждан из аварийного жилья в регионах общую ответственность несут в первую очередь руководители субъектов. Понятно, что на документах могут стоять подписи Гареева, Филиппова или самого Ирека Ялалова. Следствие всегда найдет, кого привлечь в уголовном порядке. Но в таких вопросах политический удар всегда наносится по первым лицам в республике. Попытка сделать крайним Мунирова здесь не просто смешна, в ней нет логики. В период, за который Фонд и силовики высказали претензии, Ильяс Яхиевич не являлся курирующим вице-премьером, – считает источник.
К слову, оборот дорожной отрасли в республике составляет около 15 млрд рублей, с учетом федеральных денег. Поговаривают, что у Мунирова были хорошие отношения с российским министром Соколовым, но тот далеко не симпатизирует главе РБ. То есть республика может потерять проекты, «завязанные» на уволенном чиновнике. Не афишируются и проблемы с концессиями в республике.
Азамат Галин, политолог:
Поэтому чемоданное настроение и сепаратные переговоры в их среде только усиливаются. С одной стороны, все это похоже на агонию выстроенной системы и сиюминутные решения. А с другой стороны, наши собеседники высказывают мнение, что все это очень похоже на желание определенных людей напоследок хорошо заработать, так сказать, «дембельский аккорд».
Читайте также