пришлите новость

«Музей, живи!»: как в Уфе прошел флешмоб против строительства храма на месте Городища

13:00, 10 сентября 2023

Власти тщательно скрывают, что происходит на территории памятника археологии «Городище Уфа-II»

«Музей, живи!»: как в Уфе прошел флешмоб против строительства храма на месте Городища
Фото автора

В субботу, 9 сентября, в Уфе состоялся флешмоб в защиту памятника археологии, объекта культурного наследия федерального значения «Городище Уфа-II». Сама акция длилась недолго, активисты зачитали под видеозапись свои заявления, потом участники развернули полотнище с триколором Республики Башкортостан и общим хором проскандировали «Музей, живи!» (лозунг по проверенной формуле появился неспроста, конечно). Все это происходило под бдительным взором сотрудников правоохранительных органов. Но скрыто от них осталось то, что происходило после флешмоба.

15 минут

В разгар субботнего дня над проспектом Салавата Юлаева на самом въезде в Уфу наблюдалось необычное оживление: улицу Воровского между Пушкина и Заки Валиди, где крайне редко встретишь пешехода, заняли, помимо автомобилей, еще и люди. Собравшиеся, порядка 60 человек, — участники флешмоба, выступающие за сохранение памятника археологии, ныне спрятанного от посторонних глаз за высоченным забором. Вдоль этого забора на узком, едва полметра, тротуаре ровно в 14:00 и выстроились в ряд активисты.

photo_2023-09-09_13-50-53.jpg

За акцией, как водится, наблюдали сотрудники правоохранительных органов. И, как водится, началось действо с выступления полицейского с мегафоном. Под шум дождя и проезжающих по лужам машин он предупредил собравшихся, мол, мероприятие их не санкционировано, а следовательно, организаторам грозит штраф.

— Кроме того, в случае создания помех движению автотранспортных средств, участники мероприятия могут быть привлечены к ответственности по статье 20.2.2 КоАП РФ (Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка, — прим. ред.), — зачитал, стоя посреди проезжей части, полицейский людям, теснящимся на узком тротуарчике.

photo_2023-09-09_13-56-10.jpg

И едва прозвучала угроза административной ответственностью, участники, словно получив отмашку, приступили непосредственно к реализации задуманного флешмоба.

— Флешмоб, флешмоб, флешмоб, — хором перебили они речь из мегафона, указывая на тот факт, что акции подобного рода законом, по их сведению, пока еще не запрещены.

Собственно флешмоб длился не более 15 минут: активисты под видеозапись сделали свое заявление (съемку вели как гражданские, так и полицейские), потом растянули триколор Республики Башкортостан (общая протяженность стяга, навскидку, около 50 метров), проскандировали общим хором: «Музей, живи!», свернули сине-бело-зеленое полотно и разошлись. И после 14:20 на месте события оставались лишь охранители власти. Мероприятие, однако, на этом не завершилось, просто дальнейшее происходило без полицейского наблюдения.

photo_2023-09-09_13-54-10.jpg

Заявление активистов

Лозунг «Музей, живи!» (башк. «Музей, Йәшә!») заимствовал знакомую всей России формулу защитников шихана Куштау неспроста — главные действующие лица на флешмобе были те же. 

Обращение от лица защитников теперь уже музея произнес общественник из Ишимбая (а точнее, из деревни Урняк, что в самом подножии Куштау) Рафаил Абдрахманов. Адресовано оно прокурору Башкирии Игорю Пантюшину, поводом же стало отсутствие ответа на предыдущее, июльское обращение активистов к председателю республиканского правительства Андрею Назарову — с него требовали (публично и письменно) ответ, по какому праву на месте, где долгие годы планировался музей, вдруг начали строительство православного храма.

photo_2023-09-09_14-05-30.jpg

— По истечении 30 календарных дней ответа на наше обращение не последовало. В связи с этим просим вас привлечь к ответственности должностное лицо, которое наделено обязанностью осуществлять обработку обращений. Также просим принять соответствующие меры в отношении рассмотрения нашего обращения Андреем Геннадьевичем Назаровым по существу, — собирать подписи под этим заявлением начали задолго до флешмоба и продолжили после, строчки с именами, фамилиями и номерами телефонов заняли около десятка листов А4. Позже документ отправят в прокуратуру.

Место главного действа участники флешмоба покидали вразнобой и в явно приподнятом настроении, их нестройный поток сопровождали игрой два кураиста, а кто-то из женщин умудрялся на ходу приплясывать. Оставив наблюдающих сотрудников при погонах на улице Воровского, вся компания отправилась на набережную Белой под монументом Дружбы.

Кто все эти люди

Пусть субботняя акция под дождем и не собрала огромные толпы, но география участников выходит далеко за пределы Уфы. Тот же Рафаил Абдрахманов — он с другим известным активистом и неизменным товарищем Римом Абдулнасыровым приехал из Ишимбайского района. Неразговорчивый тихий мужчина, держащийся несколько особливо, — из Бирска. Таслима в компании трех единомышленников — из Гафурийского района.

— Свою родину, свою историю защищать надо хоть в дождь, хоть в снег, — так просто Таслима объяснила свое участие во флешмобах (она была и на июньском, и на июльском). — Это история нашего народа, и мы обязаны сохранить ее для потомков. Я чувствую на себе долг передать нашу культуру своим детям. Если я не стану защищать, им совсем ничего не останется.

У Таслимы необычное видение того, почему на месте Городища вдруг строят православный храм (судя по всему, весьма масштабный), а не очередной жилой комплекс: «Сейчас Назаров поставит здесь собор, а потом снесет другие церкви, и уже на их месте на голубом глазу поставит жилые высотки».

— Музей — объект просвещения, мы должны знать свою историю, культуру, археологию — у нас есть, чем гордиться, есть такое богатство, — объяснила уфимская пенсионерка, которая живет неподалеку от «Городища» и имеет возможность наблюдать происходящее около стройки. — Нас, народ, никто ни о чем не известил, втихомолку сами решили отказаться от музея и поставить здесь другой объект. Мы не против православного храма, но почему именно на этом месте?

Ответ на этот вопрос есть у Абдрахманова — он считает, что историческое наследие башкир, традиционно проповедующих мусульманство, уничтожают постройкой, которая должна бы стать православной святыней, чтобы еще больше разъединить народ, чтобы столкнуть лбами приверженцев разных вероисповеданий.

— Но только ничего у них не получится, однажды мы уже почувствовали, какую силу имеет единение, и мы эту силу не забудем, — уверен общественник.

За что протест

— Я пока не пропустил ни одного флешмоба и продолжу выходить впредь, — заявил уфимец-пенсионер, он тоже пришел с другом. — Столько ценностей уже утеряно, разворовано, мы хотим сохранить то, что еще осталось. Было 5 гектаров земли [когда археологи обнаружили культурный слой], осталось 0,67 гектара. Решение поставить на этом участке Собор Всех Святых — это просто кощунство, которое лишит нас, башкир, нашей истории.

На флешмоб собрались в основном пенсионеры, и тем удивительнее было встретить молодого мужчину, одетого по-деловому строго, будто с государственной службы. Его можно было бы перепутать с «внедрившимся эшником», но отсутствовал внимательно ищущий, выцепляющий взгляд, да и в целом повадки присущи, скорее, интеллигенту. Мужчина оказался архитектором, для него эта история с археологическим музеем началась еще в 2016 году, когда он учился на первом курсе.

— Тогда объявили конкурс на проект, мы с сокурсниками принимали участие. На победу не рассчитывали, нужен был опыт. Позже, в 2020 году, я увидел в обзоре правительственной оперативки, будто на месте Городища поставят Собор, но тогда большого значения словам Хабирова не придал. Вспомнил, когда весной этого года увидел самосвалы, въезжающие на территорию, — рассказал молодой архитектор.

По словам мужчины, еще некоторое время назад происходящее на территории Городища можно было наблюдать с уличных камер UfaNet. Однако, если и был объектив, направленный на нынешнюю стройку, теперь такового уже нет, и нет возможности у любопытствующих подсмотреть, что происходит за высоким забором.

Спонтанный праздник

Когда все участники флешмоба добрались до набережной, выяснилось, что среди них есть и мулла. Первым делом священнослужитель прочитал молитву. Ну а происходящее после можно назвать спонтанным праздником.

Как объяснили сами участники, им не хотелось расходиться сразу, было к тому же желание перезнакомиться. В конце концов, людям, собравшимся с одной конкретной целью, наверняка есть что обсудить. Лидеры использовали возможность произнести речь, разговоры от Городища перешли в общеполитическое русло. Тут же обсудили и тактику поведения на текущих выборах, и как же нам, простому народу, выживать дальше, чтобы не превратиться окончательно в прислужников корыстных чиновников. 

Постепенно народ разбился на небольшие компании, в каждой обсуждали свое — такое разное. И не сказать, чтобы все защитники музея имели одинаковые взгляды на жизнь, единое мнение по самым общим вопросам, но все, как один, недоумевают: почему власти так запросто раскидываются культурным наследием и отменяют данное ранее слово.

«В Республике Башкортостан с 2006 года прорабатывается вопрос строительства музейного комплекса, который должен обеспечить не только сохранность самого памятника, но и стать центром притяжения туристического потока. Музеефикация территории уникального памятника археологии позволит приспособить его для современного использования и обеспечит его сохранность для будущих поколений», — так указано в Концепции создания археологического парка "Древняя Уфа", которую в январе 2019 года утвердили постановлением регионального правительства. Документ подписывал глава Башкирии Радий Хабиров.

Так как же так вышло, что «сохранить» памятник археологии решили под фундаментом, но не музея, а Собора Всех Святых? Ответа нет, вот только и точка в этой истории еще не поставлена.

Ранее мы писали о том, что на территории городища Башкорт (Паскерти) начали возводить Храм всех Святых, снесенный до Советского периода и исторически располагавшийся за речкой Сутолокой.

Общественники и активисты выступают против любого строительства в квартале древнего городища. Археологи также говорят, что сам храм исторически располагался у Монумента дружбы, а городище важно сохранить, ведь его территория располагается не только там, где раскопки, а гораздо шире – есть территория Уфа-III и даже Уфа-IV. И даже если культурный слой в квартале нарушен, важно его сохранить. Ведь там все равно уже нужно строить ранее запланированный и обещанный музей, под него тоже нужно место.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное