пришлите новость

«США и Россия – два крайних варианта европейской цивилизации». Историк о том, когда будет возможна дружба двух стран

11:30, 15 марта 2023

Эксперт рассказывает, как будут развиваться отношения между Россией и США, которые после событий 2022 года откатились ко временам конфронтации холодной войны, и к чему это приведет

«США и Россия – два крайних варианта европейской цивилизации». Историк о том, когда будет возможна дружба двух стран
Фото: ru.freepik.com

Недавно пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что отношения России и США достигли низшей точки в истории: «Отношения сейчас находятся, наверное, в самой низшей точке исторически, к сожалению. В обозримом будущем каких-либо надежд на их улучшение нет».

После 24 февраля 2022 года российско-американские отношения действительно сильно ухудшились и, как отмечают многие эксперты, откатились ко временам конфронтации холодной войны, когда миру угрожала ядерная война. Многие снова заговорили об угрозе начала мировой войны и возможного применения ядерного оружия, а отдельные политики и вовсе угрожают его использованием.

По их мнению, холодная война и сегодняшняя геополитическая ситуация действительно чем-то схожи по уровню накала в отношениях между Россией и США. Многие придут к выводу, что между странами дружба невозможна в принципе, поскольку может показаться, что ее никогда и не было в истории. Но так ли это на самом деле? Объясняет в материале для «Новой газеты» (издание лишено лицензии СМИ в России, с весны 2022 года сайт издания не обновляется – прим. ред.) профессор, доктор исторических наук, специалист по истории российско-американских отношений Иван Курилла.

Америка в образе страны «чистого листа»

Об Америке новости в Россию стали попадать все чаще с начала XVIII века, а уже к середине века у россиян возник особенный интерес. Этому поспособствовала торговля между странами. Свой большой вклад тогда внес Петр I, решивший европеизировать Россию, в том числе с помощью курения. А табак закупался у американских купцов. Получается, что первой связующей стал именно американский табак. 

Дополнительный интерес России к Америке вызвало открытие материка со стороны северной части Тихого океана во время Второй экспедиции Беринга и Чирикова в 1740-е годы. После этого торговля табаком, хлопком, железом, парусиной и другими материалами и товарами нарастала все больше. К слову, одной из причин того, что Екатерина II объявила декларацию о вооруженном нейтралитете в 1780 году во время американской войны за независимость, было желание защитить торговлю между Россией и Америкой. Это решение стало серьезной дипломатической поддержкой для восставших колонистов. В то же время сама война за независимость сильно добавила интереса к Америке со стороны просвещенной публики в России.

Образованные люди в России в эпоху Просвещения осваивали труды европейских просветителей, писавших о цивилизации. В этих текстах Америка представлялась в образе страны «чистого листа», которую просветители использовали в качестве примера для противопоставления европейской цивилизации. 

Сейчас мы понимаем, что это было не совсем верно по отношению к тогдашней Америке, но это не так важно, потому что важнее для европейцев было то, какой ее представляли в текстах, чем то, какой она была на самом деле. «Америка — страна благородных дикарей, не испорченных цивилизацией». Именно такой видели страну русские поэты и писатели в середине XVIII века. 

У самих американцев не было аналогичного интереса к России. Они в целом смотрели на Европу, как на что-то оставленное в прошлом. В первую очередь Европой для них была Англия, потом Франция и, возможно, Испания, а Россия была тогда на периферии этого интереса. Но когда расстановка сил в Европе во время войны за независимость США стала влиять на судьбу той войны, у Америки возник неподдельный интерес к России.

Первая холодная война

Победа коммунизма в России вызвала в Америке сильнейший, так называемый красный страх. Американские консерваторы испугались вероятного распространения коммунизма уже в самой Америке. Они увидели в социализме, который начинали строить большевики, альтернативный их собственному образ будущего. Американцы, привыкшие уже несколько десятилетий ощущать себя образцом для остального мира, увидели социалистическую идею, которая провозгласила себя будущим. Коммунизм, став новой утопией и альтернативой той, что представляла собой Америка, стал серьезным вызовом американской идентичности. Ученые даже называют этот период первой холодной войной.

Окончание Второй мировой войны вывело это соревнование за рамки идейного противостояния двух стран, ведь к нему добавилась гонка вооружений и политическое доминирование над союзниками по всему миру. Именно тогда образ советско-американских отношений окончательно стал биполярным, конфронтационным, и вот с ним мы живем до сих пор.

А была ли дружба? 

Лучший период отношений пришелся на 1840–1870-е годы, когда Николай I решил модернизировать Россию с помощью американских технологий и специалистов. Он чувствовал, что Россия отстает от главного соперника – Великобритании. Из Америки в Россию приехали инженеры, чтобы строить железную дорогу из Москвы в Санкт-Петербург. Для США в тот момент это было крайне важно. Приглашение означало признание того, что они являются мировым технологическим лидером. Модернизация России при помощи Соединенных Штатов стала важным фактором того, что американцы стали смотреть на Россию с большой симпатией и дружбой.

На дружбу повлияли и другие события. Например, Крымская война (1853–1856). В те годы общественное мнение в Америке и дипломатия страны были на стороне России. Также известно, что в Крыму в годы той войны постоянно работало несколько десятков американских хирургов, лечивших раненых русских солдат. 

А когда в США случилась гражданская война (1861–1865), Россия оказалась единственной европейской державой, поддержавшей Север и президента Авраама Линкольна. В Америку был направлен российский флот. И, несмотря на то, что в этом решении была и стратегическая задумка адмиралтейства, корабли тогда были направлены именно в Нью-Йорк и поддержали моральный дух северян в их борьбе, что значительно укрепило веру в победу. В 1867 году Россия даже продала Америке Аляску в контексте очень дружеских отношений. 

Возможно ли повторить этот опыт?

Если бы людям в России или американцам в 1867 году, в момент продажи Аляски, рассказали, что через 100 лет они будут главными врагами друг для друга, они бы не поверили в это. И наоборот, если бы в разгар холодной войны им сказали, что можно дружить, это показалось бы странным. Я считаю неправильным говорить, что есть определенная разновидность политической системы или международных отношений. История длинная, повороты разные, поэтому в долговременном прогнозе сближение стран, конечно, еще произойдет. Однако в перспективе оснований для такого предсказания нет.

Споры о внешней политике у населения остаются чем-то далеким от их ежедневных забот. Для них это, скорее, споры о теоретических делах, вроде теорий происхождения Вселенной. То есть такой разговор для массового сознания построен по правилам мифа, имеющего свои законы: добро и зло, черное и белое. Мир объясняется через противоположности: есть хорошие «наши» и есть плохие «враги». Это хорошо ложится на неподготовленный ум, не привыкший вникать в детали.

После окончания холодной войны мы ушли от этой биполярности, но ненадолго, так как обе стороны снова начали искать себе противоположный полюс. Американская политика искала себе врага на протяжении нескольких десятилетий. И если в начале 1980-х Рейган прозвал ССРР «империей зла», то уже через 10 лет после распада СССР США начали борьбу с глобальным терроризмом, который сменил в роли другого «империю зла». В 2022 году Россия очень «удачно» себя вновь предложила на роль главного врага США.  

Худшее время

Самый плохой период отношений был с 1950 года, включая Корейскую войну, объявление американского посла Кеннана персоной нон грата, и до смерти Сталина в 1953 году. Если, конечно, не считать 2022 год, про который пока неизвестно, что напишут историки. Сейчас все таки сложно безэмоционально сравнивать наше время с наиболее напряженными моментами внутри холодной войны.

Некоторые мои коллеги, в том числе из США, считают, что большая доля ответственности за ухудшение отношений между странами лежит и на Америке. После распада Советского Союза у людей возникли окно возможностей и потребность в поиске идентичности. Им нравилась идея того, что Россия теперь – часть глобального Запада. Однако в США вместо желания интегрировать Россию на Запад восторжествовал триумфализм: «Мы победили в холодной войне». Это привело к интеграции на Запад ближайших соседей России – Польши, стран Балтии и других, которые вступили в главные европейские, западные структуры. Россию туда никто не позвал. Россию стали отовсюду исключать, вместо того, чтобы интегрировать. Это все происходило уже в 90-е годы.

Далеко идущая вперед программа Путина

В первые месяцы своего президентства Владимир Путин действительно всерьез говорил о возможном вступлении России в НАТО, но мне кажется, к тому моменту шанс на дружбу уже был упущен. Россия прошла путь от ровных отношений с Западом, в том числе с Америкой, через Мюнхенскую речь Путина 2007 года, начало более активной внешней политики, до первого использования российских войск за рубежом в Грузии в 2008 году, событий 2014 года на востоке Украины, Крыма, Сирии и наконец 24 февраля 2022 года.

Каждый такой шаг ухудшал отношения России с Западом, с США. Я не хочу обвинить Запад в том, что происходит. И также я не хочу сказать, что Запад должен был во всем уступать России, но не вытеснять ее из-за стола, за которым принимаются глобальные решения, наверное, можно было.

Мюнхенская речь Путина была попыткой сменить повестку дня. Он стал позиционировать себя как лидер глобального противостояния Америке. И это совершенно не тот Путин, который руководил страной первые семь лет. Он вдруг стал лидером противостояния Америке, и это была заявка на то, что он не уходит с позиции лидера. То есть он оставляет президентство, но остается лидером, причем не только для России, но и для некоего полюса в глобальном мире. Это вовсе не была программа человека, который уходит на пенсию. Это была далеко идущая вперед программа, которую он в каком-то смысле до сих пор пытается реализовывать.

Людям в России не особо хочется жить в конфронтации

Если сначала россияне думали, что Россия станет частью Запада, то вскоре они разочаровались в этой идее. По опросам мы видим, что отношение к США сейчас очень негативное. Однако есть и некоторые индикаторы, которые показывают, что люди хотели бы улучшения отношений между Россией и США. Каждый раз, когда возникал хотя бы намек на это, в опросах общественного мнения вдруг возникал резкий скачок положительного отношения к Америке. 

Это говорит о том, что людям в России не особо хочется жить в конфронтации. И это естественное, нормальное человеческое желание, потому что жить в постоянном напряжении в условиях конфронтации с миром мало кто хочет.

Параллели 

Если сравнивать войну США во Вьетнаме с происходящим в Украине и то, как это объяснялось и объясняется, нужно сказать, что Украина географически, исторически, культурно, эмоционально близка нам, а у американцев во Вьетнаме не было ни друзей, ни родственников. В этом смысле это две совершенно разные истории.

Можно попытаться найти в риторике российских властей объяснения того, что армия сегодня останавливает НАТО, как американцы когда-то останавливали коммунизм. Но это, мне кажется, достаточно манипулятивное объяснение происходящего, поскольку США во Вьетнаме вмешались в действующий конфликт, который уже шел между коммунистическим Севером и Югом. А в случае с Украиной, даже если Донбасс признавать за сторону конфликта, горячая его фаза все равно была начата извне.

Я боюсь, что наследие 2022 года будет преследовать Россию еще на протяжении, по меньшей мере, целого поколения. Память о том, что произошло в 2022 году, будет еще очень долго отравлять отношения между Россией и США. Но это не значит, что улучшение отношений невозможно в принципе. Но как оно случится? Насколько долго продлится эта конфронтация? Отвечая на эти вопросы, я придерживаюсь мнения, что внутренняя политика стран более важна, чем внешняя. 

То есть если вдруг изменится внутренняя политика России, могут появиться возможности для улучшения отношений США. И наоборот: если в Соединенных Штатах вдруг случится новый кризис идентичности, какой был в годы президентства Трампа или в конце 1970-х годов, в таком случае, может быть, появятся новые возможности для переопределения места России в американском общественном сознании. Подобный поворот может произойти нескоро, но раньше, чем мы можем предположить.

  • Экс-президент США рассказал, как решить конфликт на Украине за сутки.

  • Джо Байден встретился с Владимиром Зеленским и анонсировал новый пакет военной помощи Украине на 500 млн долларов.

  • «Это будет продолжаться несколько лет»: политолог – о поддержке мобилизации гражданами России и страхе украинцев. 



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное