Арбитражный суд Республики Башкортостан 4 декабря удовлетворил иск Генеральной прокуратуры Российской Федерации об истребовании акций АО «Башкирская содовая компания». Решение суда было ожидаемо, и для участников судебного процесса не стало сюрпризом. С большой долей вероятности можно говорить о том, что оно не будет оспариваться в апелляции. О ситуации размышляет эксперт ProUfu, экономист Рустем Шайахметов.
Даже если будут поданы соответствующие жалобы, все понимают: особых судебных перспектив они иметь не будут, так как судебное решение в большей степени политическое, принятое в соответствии с позицией Президента России.
Для республиканского бюджета переход акций БСК в собственность России никаких последствий иметь не будет, так как они официально переданы в Региональный фонд, через который Правительство Башкирии решает свои проблемы, минуя требования Бюджетного кодекса.
Для Регионального фонда наступили сложные времена – он лишается многомиллиардных поступлений и у него уменьшается уставной капитал. Возникающая вероятность возврата полученных фондом дивидендов от БСК, так как они являются необоснованным обогащением, становится стратегической угрозой для его существования. Опыт «Башнефти» говорит о том, что такой вариант событий весьма вероятен, и все зависит от того, кто станет собственником контрольного пакета акций БСК.
Самыми пострадавшими, помимо владельцев БСК, являются руководители компании. Потому что после прошедшего скандала, который выявил неумение решать конфликтные ситуации и слабость стратегического планирования, они вряд ли останутся в компании, и я не думаю, что им предложат равноценные должности в других бизнес-структурах. Наверное, поэтому изначально у них были сверхвысокие доходы – у каждого в среднем около 20 млн рублей в год, так что нищета им не грозит, хотя большинство из руководства вынуждены будут уйти. К тому же вероятно, что над ними будет висеть угроза судебного преследования.
Захочет ли руководство России передать часть акций «Башкирской содовой компании», и если да, то в каком объеме – вопрос, конечно, интересный, но ответа пока на него нет. Все зависит от доброй воли президента страны. Важно другое. Контроль над компанией переходит в другие руки, и нужно будет выстраивать новые взаимоотношения. Маловероятно, что Россия оставит акции БСК в федеральной собственности, значит, кто-то из влиятельных бизнес-структур станет их владельцем. Как поведет себя новый собственник, не известно.
Для республики менее важно, кто будет собственником БСК, важно, как он будет решать накопившиеся проблемы. Я не думаю, что снова возникнет вопрос о Куштау. Но согласно сообщениям Минэкологии республики, «Башкирская содовая компания» является виновником более 90% загрязнения реки Белой, которое в основном образуется из-за сверхнормативных сбросов дистиллерной жидкости – отходов содового производства. Площадь шламонакопителя «белое море» в Стерлитамаке – около пяти квадратных километров. Заявления о том, что главный отход содового производства – дистиллерная жидкость – будет закачиваться в глубокие подземные горизонты, не подтверждаются реальными делами. Ни одной скважины не пробурено, согласованная проектная документация отсутствует.
Читайте также
Согласно растиражированным планам компании, ежегодный объем содового производства к 2030 году увеличится до 3 млн тонн, т. е. планируется увеличение производства соды более чем в 1,5 раза. Значит и количество отходов будет увеличено в 1,5 раза. А куда они будут деваться? В реку Белую, или будет интенсивно расширяться шламонакопитель «белое море»?
Компания должна развиваться, но не за счет уничтожения природы Башкортостана. Если не будет решена проблема с главной рекой Башкирии, вся флора и фауна может погибнуть. Система постоянного мониторинга за состоянием воды в реке Белой в районе сбросов отходов содового производства и ниже по течению отсутствует.
Но власть молчит и бездействует, такое ощущение, что ей происходящий экологический беспредел совершенно безразличен. Очень плохо, что экологическая защита главной реки Башкирии не стала приоритетным направлением деятельности республиканской власти, из-за чего уничтожается все живое в этой, некогда славной реке.
ProUfu обратился в БСК с просьбой прокомментировать решение суда, а также рассказать о планах предприятия в новых условиях, в том числе по экологическому перевооружению.
«Я не могу комментировать решение суда. Это неправильно, – ответил гендиректор компании Эдуард Давыдов. – Моя задача как руководителя обеспечить эффективную работу компании и выполнение всех договорных обязательств. Мы разработали программу диверсификации производства 2021-2030 гг. Общий объем инвестиций во все проекты программы оценочно составляет 311 млрд рублей. В том числе в развитие индустриальных парков планируется вложить 177 млрд рублей с учетом привлекаемых инвестиций резидентов. На реализацию экологических проектов будет выделено более 25 млрд рублей. Данную программу я презентовал Министерству промышленности. Получили поддержку и сегодня приступаем к ее реализации. С этого года мы приступили к реализации программы повышения благосостояния трудового коллектива БСК 2020-2025, и наша задача – выполнить ее в полном объеме».
Тем временем 7 декабря глава республики Радий Хабиров организовал выездное совещание Правительства Башкирии в Стерлитамаке, где затронул вопрос невыполнения руководством БСК мер по улучшению экологической ситуации.
Руководитель региона заявил о необходимости улучшения экологической ситуации, назвав то, что творится сейчас, безобразием. «Благополучие людей выше всяких корпоративных споров и дискуссий», – подчеркнул Радий Хабиров. Также глава республики выразил готовность поддержать «любые добрые начинания компании», отметив, что долгие годы проблемы БСК копились и не решались, но возвращение активов предприятия в собственность государства положительно скажется на его работе.