Еще в январе 2016 года был объявлен тендер на создание проектно-изыскательской документации. Тендер стоимостью в 23,8 млн рублей был выигран ООО «Проектстройкомплекс». По данным портала госзакупок этот контракт еще не выполнен, да и его сроки обозначены концом 2016 года. Результаты данного последнего конкурса были оспорены другими участниками. УФАС по РБ и две судебные инстанции арбитража вынесли решение, что подписанный контракт является незаконным. При этом Минздрав РБ проявил завидное упорство и долго сопротивлялся в попытке защитить «ПроектСК». Но апелляционная инстанция 7 октября была непреклонна. То есть за бюджетные деньги выполняется незаконный контракт. Кстати, это уже не первый контракт по онкодиспансеру, признанный недействительным. В конце 2012 года конкурсная комиссия так и не смогла найти подрядчика на строительство пристроя. Заявки двух фирм, которые претендовали на строительство за 1,5 млрд, комиссия сочла недействительными. Этот факт уже тогда породил слухи, что во властных коридорах не смогли согласовать «своего» застройщика. Но на этом беды проектировщика не закончились. C 27 октября «ПроектСК» решением Арбитражного суда РБ был признан банкротом, а внешнее управление на предприятии было введено еще летом. Возникает вопрос – кто будет нести гарантийное обязательство по проекту в ходе строительства? Кто будет вести авторский надзор за стройкой такого важного объекта? А может оказаться так, что через какое-то время после начала строительства, в проекте найдутся фундаментальные и неустранимые недостатки. А отвечать, получается, окажется некому. В послужном списке данной фирмы лишь два государственных заказа на общую сумму около 579 млн рублей. Компания занималась проектированием и строительством больничного корпуса в Салавате. В базе госзакупок контракт числится завершенным. Поскольку строительство затрагивает территорию башкирской столицы, то в соответствии с законодательством необходимо проведение общественных слушаний с жителями Уфы, которые назначены на 11 ноября 2016 года. Однако все процедуры по этому объекту показывают, что у нас в республике телега может идти впереди лошади. Еще не исполнены проектно-изыскательские работы, а на портале госзакупок 21 ноября уже появляется тендер на строительство самого пристроя. Стоимость контракта обозначена в сумме 1,626 млрд рублей. Откуда такая сумма возникла без самого проекта и без сметы? Но на этом странности не заканчиваются. Средства на строительство планируется расходовать из бюджета республики. 1,6 млрд рублей на дороге не валяются, да и в самом минздраве РБ просто так не лежат. То есть решение о выделении таких денег может быть принято только на уровне Правительства РБ по согласованию с Главой РБ. Но и в этом случае, такое решение было принято лишь после размещения тендера на портале. Само распоряжение Правительства РБ от 24 октября № 1216 на портале правовой информации почему-то не опубликовано. - Не все распоряжения правительства публикуются на портале. По этому строительству можем сказать, что объект включен в РАИП. Предполагается аванс в размере 30 % от всей стоимости строительства, а остальные 70% будут перечисляться в период строительства равными долями каждые 6 месяцев, - сообщили в пресс-службе Правительства РБ. Отсюда возникает вопрос: Федеральный закон № 44 о госзакупках предусматривает аванс в размере 30 %, но остальная часть должна оплачиваться лишь после окончания строительства. По плану-графику материалов госзакупки установлены транши: в 2016 году – 422 млн, в 2019 году – 200 млн. рублей, в 2021 году – 401 млн. рублей, а в 2022 году – 200 млн рублей. Кроме того, бюджет сейчас принимается лишь на трехлетку, а по этому графику часть оплаты находится за пределами бюджетной трехлетки. Будут ли через несколько лет деньги в бюджетных закромах, чтобы завершить строительство, неизвестно. Но в условиях кризиса может оказаться так, что денег не будет хватать, и строительство будет заморожено. Как видим, необходимые процедурные решения были подогнаны под уже сложившиеся факты. Это распоряжение правительства пока еще не нашло своего отражения в бюджете республики, который уже прошел первое чтение в Госсобрании РБ. Смущает в этой истории и другой момент. Аванс в 30 % от 1,6 млрд рублей – это большие деньги. Может оказаться так, что выигравший застройщик, получив аванс, через пару лет обанкротится, что уже случалось у нас не раз. А если начнутся перебои с бюджетным финансированием, то это может случиться и без особого умысла. Однако источники, знакомые с ситуацией, говорят о том, что, возможно, весь тендер на строительство изначально готовится под конкретного застройщика и освоение аванса в 422 млн. рублей. В сухом остатке мы имеем следующую картину. С ведома руководства МЗ РБ, а именно бывшего замминистра Рустема Валеева руководство республики и Рустэм Хамитов, дают добро на миллиардный контракт. Процедуры и нормы закона при этом нарушены. Если стройка встанет, то отвечать будет некому, а республика рискует потерять сотни миллионов рублей.