пришлите новость

Экономист-иноагент объяснил, почему милитаризация дала стимул экономике страны

17:25, 04 августа 2023

Страна адаптировалась к «военным рельсам». Как именно «военка» повлияла на рост экономики?

Экономист-иноагент объяснил, почему милитаризация дала стимул экономике страны
Фото: Пруфы.рф

Экономист и социолог Владислав Иноземцев* подсчитал: жизнь одного российского военнослужащего «стоит» сегодня 15 млн рублей. Многие из них не заработали бы таких денег за всю трудоспособную жизнь. Страна адаптировалась к «военным рельсам». О том, куда они в итоге приведут, эксперт рассказал «Новой». Приводим главное из интервью. 

Военные действительно много получают

После начала спецоперации зарплату контрактников не пересмотрели. Она оставалась достаточно низкой: официально, по статистике, — порядка 42 тысяч рублей для рядового. Многие эксперты утверждали, что она была и меньше. С учетом удержаний, налогов и прочего — 30–35 тысяч. С этим Россия вошла в спецоперацию. После этого суммы постоянно увеличивались. 

Когда произошла мобилизация, мобилизованным пообещали кучу всяких плюшек. Поначалу называли какие-то безумные суммы — до 600 тысяч рублей. Практически они никогда не выплачивались, реальная сумма в момент мобилизации доходила максимум до 250 тысяч, но не везде и не всегда. После этого унифицировали ежемесячное денежное довольствие мобилизованным на уровне 195 тысяч рублей. Однако выяснилось, что контрактникам зарплату не повысили, и мобилизованный получает в несколько раз больше, чем они. Разрыв ликвидировали в ноябре.

Если за последние 12 месяцев Кремль пересмотрел денежные выплаты военным, то в начале спецоперации единственной мерой было введение президентской выплаты в 5 млн рублей. Причем это делалось так, что было не до конца ясно: она вводится вместо обычной выплаты в 3 млн, которая и ранее была предусмотрена в случае гибели военнослужащего, либо сверх этих трех миллионов. Это был первый шаг, на котором все остановилось в марте 2022 года.

Что выплачивается абсолютно точно — это 5 млн «президентских». Плюс к этому — стандартные 3 млн рублей.

Сейчас такой сделали всю армию

Предполагается, что выплата пенсий и пособий родственникам и детям будет продолжаться долгие годы, пока жива вдова, пока дети не доросли до 21 года, однако это сейчас сложно обсуждать. Если гибнет военнослужащий, допустим, в Америке, то первоначальные выплаты — это всего 100 тысяч долларов, что по американским масштабам очень немного, но зато потом его жена и дети начинают получать военные пенсии, которые составляют несколько тысяч долларов в месяц. Фактически отличия российской системы от западных сводятся к тому, что выплаты, по крайней мере на бумаге, перекошены в сторону одномоментных. 

Если раньше говорили, что вот, мол, вагнеровцы, наемники зарабатывают кучу денег, то сейчас такой сделали всю армию.

Срочники практически ничего не получали

В российской армии, когда принимали программы вооружений и Владимир Путин рассказывал про возрождение вооруженных сил, перекос в сторону закупки военной техники, создания инфраструктуры и прочего был огромен по сравнению с денежным довольствием военнослужащих, которое росло очень медленно. 

Срочники практически ничего не получали, они и сейчас получают очень мало — 2 тысячи рублей. Контрактники получали зарплату, которая официально была меньше средней по стране. Казалось, что контрактная армия может в принципе существовать за счет того, что люди находятся на государственном довольствии. Считалось, что если кто-то зарабатывает 35 тысяч и служит два с половиной — три года, то он получает свой миллион рублей к концу контракта, и эти деньги — хорошая путевка в жизнь на гражданке. 

На самом деле это, конечно, не совсем так, и деньги были не самым завлекательным моментом в армии. 

Новый олигархический класс

В первые месяцы спецоперации в России объявили о работе в три смены на военных заводах, однако трехсменной работы не достигли, но две смены появилось много где. Для этого надо нанимать дополнительных людей и платить большое количество сверхурочных. Например, на «Уралвагонзаводе» производство за этот год выросло в шесть-семь раз. 

Сегодня хорошо видно, как в российской экономике лучше всего растут регионы, работающие на оборонку. В России уже складывается большая социальная группа тех, кто заинтересован в продолжении спецоперации. Это работники военных заводов, которых в стране, по отдельным оценкам, около двух миллионов человек. Это и предприниматели, работающие в секторе, а доходы и откаты тут гораздо выше, чем в среднем по экономике. Возникает новый олигархический класс, заинтересованный в милитаризме.

С экономической точки зрения людям в России сейчас нечем быть недовольными. Это было совсем не так весной 2022 года. 

Если у Путина хватит драйва продолжать увеличивать расходы бюджета в условиях дефицита год, два или три, удерживая контроль над инфляцией и не допуская сильного падения рубля, спецоперация будет оставаться выгодной многим.

Судьба внутреннего долга России

За первое полугодие дефицит бюджета составил 2,6 трлн рублей, это около 3% ВВП. Такие цифры в течение нескольких лет поддерживать не проблематично. Инфляция 1993–1994 годов происходила на фоне бюджетного дефицита, превышавшего 10% ВВП и к тому же в условиях разваливавшихся экономических связей и паралича целых отраслей. А в период 2000–2007 годов инфляция в России превышала 11% в год, а экономика и благосостояние росли. Так что я сейчас отнюдь не считал бы инфляцию самой большой угрозой. 

В то же время общие доходы населения не очень выросли. Правительство индексирует зарплаты и пенсии на величину инфляции, чтобы у людей не возникало ощущения, что жить стало сильно хуже. Сейчас примерно такая же покупательная способность, как и раньше, поэтому производители не могут бесконтрольно повышать цены. 

В СССР доля военного сектора в экономике составляла, по разным оценкам, примерно 15% ВВП. Сейчас в России это намного меньше. Все-таки есть предел. Не будут производить по пять тысяч танков в год и не мобилизуют миллион человек.

По самым оптимистичным меркам, если Минобороны будет платить всё и за всех, кто погиб, пропал, ранен, на это может быть потребуется около триллиона рублей в год — 1,5% от всего денежного дохода населения за год. То есть сама по себе такая сумма не сдвинет инфляцию. 

Года три снижения ВВП России гарантированы. Россияне почувствуют это умеренно. Долгие годы индексации не достигали даже официального уровня инфляции, а теперь они стали даже чуть выше, чтобы народ понимал: у нас все хорошо. 

Если спецоперация завершится, экономика начнет падать

Как только спецоперация закончится, все индексационные выплаты начнут падать, я думаю, вдвое, они будут закрывать 50–60% от инфляции. Плюс свернуто будет, пусть частично, производство на военных заводах. Видимо, два-три миллиона человек сильно потеряют в зарплате. И надо готовиться к тому, что средние денежные доходы будут снижаться на 2–3% в год в течение лет трех лет.

Танки в какой-то момент будут уничтожены, однако для экономики самое выгодное — чтобы продукт как можно быстрее утилизировался. Производители айфонов через несколько лет перестают поддерживать обновление софта на старых моделях, вынуждая людей покупать новые. Этот искусственно ускоренный технический прогресс во многих отраслях имеет те же последствия. И то и то для производителя большая радость: будут новые заказы и новые инвестиции.

Пока влияние на экономику, обусловленное увеличением военных заказов, более существенно, чем то, что происходит за счет увеличения выплат военнослужащим. Получается, что ограниченные во времени военные действия – выгодны. 

В стране, ведущей ограниченные военные действия, где государство увеличивает военные расходы, не может не наблюдаться экономического подъема. Тут не то что Россия, но и Украина демонстрирует ту же динамику. Только у нас деньги дает правительство, финансируя спецоперацию за счет внутреннего долга, а Украине их дают союзники, направляя Киеву военную и финансовую помощь.

Рост благосостояния граждан

Если предположить, что на фронте 300 тысяч человек, то это намного меньше 1% населения. Максимум одна из 100 семей в России связана с получением этих выплат. Когда производители хлеба и молока продают свой товар, они ориентируются на общий совокупный спрос, а он сильно не поменялся. Если в провинциальном городке будет, допустим, 200 семей мобилизованных, то цены в магазинах не начнут скакать от того, что каждый сотый человек может заплатить больше. 

Нам часто говорят, что скоро наступит разочарование населения, и люди увидят снижение уровня жизни. Я этого не жду. Объективно большого снижения уровня жизни в России сейчас нет. Что касается снижения расходов на образование и медицину, то его пока в явном виде не происходит. Есть снижение, но оно несущественное.

 * Внесен в реестр «иноагентов» по решению Минюста РФ.

  • «Реальные доходы «медианных» россиян будут падать». Почему рубль валится на фоне дорожающей нефти?

  • «Никто не ожидал, что Россия переживет санкции». Экономист объяснил, почему не произошел масштабный финансовый кризис.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ






важное