пришлите новость

Великий глухой. Как в Курултае Башкирии принимали бюджет, но не стали слушать поправки КПРФ

18:55, 19 декабря 2022

Экономист Рустем Шайахметов рассказал, как прошло итоговое заседание по бюджету в Госсобрании Башкирии, на котором представители КПРФ предложили неудобные поправки увеличения социальных расходов и требование к выплате дивидендов от корпораций

Великий глухой. Как в Курултае Башкирии принимали бюджет, но не стали слушать поправки КПРФ
© Пруфы.рф

Республиканский бюджет на 2023 год приняли в Госсобрании-Курултае Башкирии 16 декабря. Обсуждение происходило буднично. Однако диссонанс внёс руководитель фракции КПРФ Юнир Кутлугужин. Он напомнил о поправках, которые фракция коммунистов внесла в проект.

Если коротко, то предлагалось увеличить доходы от госкомпаний и бизнесменов. Увеличить траты на образование, сельское хозяйство, социальную политику, в том числе обеспечить помощь многодетным семьям и замену неработающих льгот на реальные денежные выплаты и т. д. 

Предложения коммунистов звучали так (в карточку): 

Увеличить доходы бюджета на 15,1 млрд рублей за счет повышения:

⮚ выплат дивидендов госкомпаниями на 5,7 млрд рублей;

⮚ доходов по налогу на прибыль на 2,5 млрд рублей;

⮚ отмены налоговых льгот на 6,9 млрд рублей.

 Сократить расходы бюджета на 3,2 млрд рублей за счет:

⮚ исключения затрат по статье «Резервные фонды» на 2,6 млрд рублей;

⮚ снижения субсидирования ж/д пассажирских перевозок на 536 млн рублей (с 636 млн рублей до 100 млн рублей), оставив субсидирование только социально значимых маршрутов.

За счет дополнительных источников финансирования на 18,3 млрд рублей увеличить расходы бюджета Республики Башкортостан по следующим статьям:

1. Повысить расходы по статье «Общее образование» в размере 3,1 млрд рублей: 3 млрд рублей – на выравнивание зарплаты учителям, 94,3 – млн на мероприятие «Одарённые дети».

2. Направить дополнительное финансирование в размере 2 млрд рублей на развитие биотехнологий и генного редактирования.

3. Увеличить затраты на «Жилищно-коммунальное хозяйство» в размере 3,2 млрд рублей, сохранив размер финансирования на уровне этого года.

4. Увеличить затраты на «Сельское хозяйство и рыболовство» в размере 2 млрд рублей, направив на создание племенного репродуктора в птицеводстве.

5. Увеличить бюджетные расходы на социальную политику в размере 8 млрд рублей, направив их на выплаты:

⮚ ежегодное пособие семьям, имеющим детей школьного возраста, в размере 4 тысяч рублей на ребёнка – 2 млрд рублей;

⮚ ежемесячное пособие в размере 10 тысяч рублей на ребёнка, рождённого третьим или последующим, выплачиваемого с 3 лет до 18 лет – 3,6 млрд рублей;

⮚ компенсация многодетным семьям аренды жилых помещений, поставленных на учёт в качестве нуждающихся до момента улучшения жилищных условий в размере 15 тысяч рублей в месяц, 550 млн рублей;

⮚  единовременная денежная выплата многодетным семьям и гражданам, имеющим ребёнка-инвалида, взамен предоставления земельного участка – 400 млн рублей;

⮚ строительство инфраструктуры земельных участков, выделенных льготным категориям граждан для индивидуально-жилищного строительства, – 1,5 млрд рублей. 

Ответ министра финансов был достаточно странным: «Поправки необходимо детально рассчитать». Между 1 и 2 чтением прошёл 21 день – можно было, соответственно, подготовиться. Если поправки внесены, Минфин обязан был до второго чтения исследовать их и дать обстоятельный письменный ответ, что принимается, что нет, и почему.

Из заявления Юнира Кутлугужина следовало, что такой ответ фракцией КПРФ не получен.

Не внесло ясности в происходящее эмоциональное выступление председателя комитета по бюджету Риды Субханкуловой. Она безапелляционно заявила, что поправки КПРФ декларативны и бессистемны, и что она готова по копейке разложить все предложения партии коммунистов и ответить на все вопросы, но конкретно объяснять, почему поправки КПРФ не проходят, не стала. Мол, на комитете она два часа объясняла это Кутлугужину. Но если объяснения были в той же манере, то тогда понятны претензии фракции КПРФ.

Да, поправки должны быть системные и соответствовать требованиям закона. Но в данном случае в поправках сбалансированы и расходы, и доходы бюджета. Если [поправки] поданы с нарушением действующего законодательства, необходимо сообщать, какая именно норма нарушена, и в чем выражается это нарушение.

Особенно странно было слышать из уст председателя комитета по бюджету республиканского парламента, что объем налоговых льгот составляет 10 млрд рублей, из них 6 млрд – социальные, и 5 млрд – стимулирующие льготы для бизнеса. Ну, во-первых, 6+5 – это 11, а никак не 10 млрд. Во-вторых, по данным Минфина, представленным в Госсобрании, объем налоговых льгот на 2023 год – 13 млрд рублей, из которых 1,8 млрд рублей предоставляется населению.

Чувствовалось, что возмущение Субханкуловой беспредельно, и она как старая боевая лошадь пыталась эмоционально затоптать своего оппонента, не давая ни одного конкретного ответа. И когда Кутлугужин сказал о недостоверности её слов, она прямо как на судебном заседании заявила: «Это ваше заявление против моего!»

При такой риторике найти взвешенное решение невозможно.

 Что интересно, в поправках Главы Республики Башкортостан по доходам ряд предложений КПРФ частично реализованы:

●  Доходы республиканского бюджета увеличены на 10 млрд рублей, КПРФ предлагало повысить на 15 млрд.

●  Увеличены доходы по налогу на прибыль на 4,9 млрд рублей, КПРФ предлагало повысить на 2,5 млрд.

●  Увеличены доходы от выплат дивидендов на 1,25 млрд рублей, КПРФ предлагало повысить на 5,7 млрд.

Так ли бессистемны поправки КПРФ?

По дивидендам. Лукавят, говоря о том, что невозможно выплачивать 50% от чистой прибыли. Есть чёткая директивная установка федерального правительства выплачивать половину чистой прибыли госкомпаний в бюджет. Это правило исполняется и регионами. Во всех соседних регионах это указано в нормативных правовых актах и исполняется. Но не в Башкирии. И нельзя сказать, что выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли привели бы к разорению какой-либо госкорпорации.

А также кроме Башнефти и БСК, есть Региональный фонд, другие коммерческие структуры, которые дивиденды не платят.

Возникает простой вопрос: зачем республике нужны коммерческие структуры, от которых нет доходов? Они же были созданы не для благосостояния топ-менеджмента компаний.

Если говорить о поправках КПРФ, которые были поданы в этом году, следует отметить, что, в соответствии с законодательством, дополнительные бюджетные ассигнования сбалансированы с доходами. Это первый случай в моей памяти.

Слова о том, что отклонили только поправки фракции КПРФ, будут неправдой. Отклонили ещё две поправки в бюджет: фракции ЛДПР и спикера Госсобрания Ишмухаметова. Только те за свои поправки не бились. Их тоже можно понять. Они ещё при подаче поправок знали, что будет отрицательное решение.

Что можно сказать по итогам. Попытка донести свою правду часто становится разговором с Великим глухим. Ты ему говоришь, а он тебя не слышит.

  • Вам может быть интересно прочитать интервью с экономистом о полном анализе бюджета Башкирии.

Подписывайтесь на Пруфы.рф в Google News, Яндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Башкирии.

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами.
Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ