пришлите новость

«Крупный бизнес обращается к нам уже из СИЗО». Кто в Башкирии защищает права предпринимателей

15:50, 13 октября 2022

Интервью с бизнес-омбудсменом Флюром Асадуллиным о том, как коммерсанты выживают в современных условиях

«Крупный бизнес обращается к нам уже из СИЗО». Кто в Башкирии защищает права предпринимателей
Пруфы.рф

Сначала COVID, потом санкции и мобилизация – последние три года стали для нас непрекращающейся чередой беспрецедентных испытаний. А пока мы наблюдаем – выплывет ли экономика – есть люди, которые ее двигают. И это не чиновники или авторы законодательных инициатив, а те, кого часть общества привыкла называть «барыгами». Почему предпринимательство не у всех в почете, кого защищает бизнес-омбудсмен, с кем лучше не ссориться – об этом Пруфы.рф рассказал уполномоченный по правам предпринимателей в Башкирии Флюр Асадуллин. Спойлер: в тексте есть подробности о пожаре в ТГК «Меркурий».

На видео представлена полная версия интервью, где Флюр Асадуллин рассказал, кроме прочего, о мерах поддержки предпринимателей

Кому уполномоченный

— В последнее время в ваших соцсетях новые посты стали появляться гораздо чаще. Правильным ли будет вывод, что работы прибавилось?

— Конечно, значительно. Все время казалось, что предпринимателей заботят одни вопросы: прибыль, проверки, штрафы. Но COVID, мобилизация – всё это прямым образом касается предпринимателей. Они тоже болеют, у них сотрудники тоже попадают на карантины, их самих и их сотрудников призывают. Соответственно, возникают проблемы с вопросами управления бизнесом, с работой бизнеса.



— Сначала коронавирус, потом санкции, теперь мобилизация. Вы можете сейчас вспомнить какую-то самую массовую, наиболее яркую проблему, с которой к вам обращались год назад, и как за последний год изменилась ситуация?

— Для нас все проблемы, с которыми к нам идут, – яркие. Могу сказать, как это всё начиналось в апреле 2020 года, когда только ввели ограничения. Ситуация никому не знакомая, и мы реально тогда работали как психологическая служба на телефоне. Люди звонили круглосуточно, и мы в режиме нон-стоп пытались не только ответить на вопросы, которые касаются бизнеса, разъяснить положения нормативно-правовых актов, но и подсказывали, как лучше поступить. Вот у человека кредиты, ипотека, а предприятие закрыли, 50 сотрудников без работы. И из чего платить зарплату, как работать, когда поставщик тоже закрылся. Тогда, наверное, мы и научились работать в таком режиме, и начали привыкать.

— Кто чаще приходит к вам за помощью, представители микробизнеса, малого предпринимательства или среднего?

— Так сложилось, что в первую очередь к нам обращается малый бизнес. Если сравнивать со средним и крупным бизнесом, у малого больше проблем, которые они не могут решить сами. Вот, например, штраф за отсутствие урны 10 тыс. рублей – нагрузка для сетевого магазина и для киоска несопоставима. Во-первых, у ретейлеров целый штат юристов, а хозяин киоска позволить себе держать юриста в штате не может. Ну и сумма для магазина ничтожна, а для киоска пара таких штрафов грозит закрытием, потому что рентабельность не такая высокая. 

Крупный бизнес к уполномоченному тоже обращается, но чаще всего уже из СИЗО или мест лишения свободы. К сожалению. Потому что у крупного бизнеса всегда есть возможность решить свои вопросы на высоком уровне. Потому что [власти] его ценят и лелеют. И это правильно, крупный бизнес необходимо поддерживать, его мало. Распространить такое отношение на малый бизнес невозможно – их очень много, и на всех не хватило бы чиновников.

Наверное, руководители крупного бизнеса думают (это мне так кажется!), что они свои проблемы всегда смогут решить. Но те, кто выбирает путь вне правовых регуляций, рано или поздно оказываются в местах лишения свободы. И тогда к уполномоченным обращаться, если не поздно, то не так эффективно, как если бы побеспокоились раньше.

Барыги – продукт перестройки

— В Башкирии больше двух миллионов взрослого трудоспособного населения. Какая доля занята в малом и среднем бизнесе?

— Сейчас эта цифра оценивается примерно в 544 тыс. человек. Точно больше полумиллиона.

— Получается, где-то четверть всего трудоспособного населения Башкирии заняты в малом и среднем бизнесе. Можете ли вы тогда объяснить, откуда у людей такое сильное неприятие предпринимательства? После пожара в торговом комплексе «Меркурий» было очень много негативных комментариев в духе «так и надо барыгам». Откуда этот негатив?

— Думаю, это всё-таки негатив к условному образу. Когда покупатель приходит в маленький магазин рядом с домом, он, естественно, не может ненавидеть хозяина, потому что этот человек продает покупателю товары первой необходимости, тот же хлеб.

Отношение к предпринимателям как к барыгам, мне кажется, может присутствовать у более старшего поколения, и сложилось это мнение еще во времена перестройки и первой волны предпринимателей. Тогда люди нередко сталкивались с обманом, с различными уловками, ухищрениями, чтобы покупатель заплатил больше, чем стоит товар.

Сейчас таких нарушений не допускают, мы ходим в одни и те же магазины, каждый день сталкиваемся с одними и теми же предпринимателями. Частное предпринимательство вытесняет из экономики госсектор, и это хорошая тенденция, но теперь оно должно играть по правилам.

— А нет ли в негативном восприятии доли вины властей? Когда глава региона Радий Хабиров публично грозит расправой с предпринимателем – он же показывает пример, что так можно.



— Я госслужащий, и по законодательству не имею права комментировать деятельность вышестоящего руководства. И я не согласен, что негатив формируется руководителями республики. Радий Фаритович [никогда] не высказывался про всех предпринимателей вообще, его целью было наведение порядка в отдельных отраслях.

Кто ответит за пожар в ТГК «Меркурий»

— После пожара в ТК «Меркурий» вы обещали предпринимателям помощь. Есть уже понимание, сколько всего коммерсантов пострадали?

— По нашим данным, пострадали 242 индивидуальных предпринимателя, которые арендовали торговые места в этом комплексе. Один из павильонов ТК сгорел почти полностью, на верхнем этаже уничтожено почти всё оборудование и товар. Что не сгорело в огне, пострадало от воды и пены, которой тушили пожар.

В первые дни к нам никто не обращался, но мы сами понимали ситуацию, подключились, выезжали на место, опрашивали предпринимателей. Я удивился, но некоторые опасаются подавать заявление, называть нам свои фамилии. Объясняют это нежеланием «портить отношения» с руководством торгового комплекса, надеются решить все вопросы мирным путем, без вмешательства государства.

Любой предприниматель так устроен, что при всех негативных обстоятельствах всегда старается сохранить позитив. Потому что ему надо зарабатывать деньги, и ему важны нормальные взаимоотношения.



— А какую помощь вы можете предложить пострадавшим, выработан какой-то механизм, ведь бизнес мало у кого был застрахован?

— По закону риск случайной гибели имущества лежит на собственнике. В случае пожара необходимо установить виновника. К примеру, возгорание началось из-за какого-нибудь электрооборудования. К нему идет кабель. Вопрос: кабель перегрелся почему? Если кабель не соответствует нормам, то виноват собственник торгового комплекса, и он должен будет по закону оплатить всем убытки. Если сам не выплатит, то через суд. А если кабель нормальный, и нагрелся он, потому что оставили на ночь включенным обогреватель, – вот кто оставил, тот и будет виноват в нарушении правил пожарной безопасности и должен отвечать перед всеми пострадавшими.

Над расследованием пожара в ТК «Меркурий» сейчас работает порядка 16 оперативно-следственных групп МЧС и МВД, прокуратура проводит проверку. Как только установят, кто виноват, каждый, кто пострадал в этом пожаре, сможет обратиться к виновнику за возмещением убытка.

С кем лучше не ссориться

— Флюр Минзагитович, вы работаете в должности уполномоченного по правам предпринимателей три года. Какие из ваших инициатив реализованы здесь, в городе Уфе?

— Как пример, нестационарные торговые объекты (в Уфе был принят нормативный акт, регулирующий правила размещения НТО — прим. ред.). Много предпринимателей уже успели получить письма о сносе. Мы очень плотно поработали с администрацией города, в итоге письма были отозваны. Мы внесли в регламенты по НТО свои предложения, и их учли. Например, были такие указания, что НТО может размещаться в городе на расстоянии пяти метров от ближайшего куста, десяти – от ближайшей витрины, от проезжей части. В городе тысячи киосков, а таким требованиям соответствуют только 20-30 павильонов. Совместными усилиями добились, чтобы условия пересмотрели, добились смягчения. Посмотрим, как будет реализовываться. 

— Ранее вы оговорились, что не можете комментировать какие-то решения, действия главы Башкирии. Это понятная позиция. Но вы же получаете зарплату из бюджета. Как вам удается противостоять тем, от кого вы зависите, чтобы отстаивать права предпринимателей? 

— Работа уполномоченного — это, знаете, как пройти по лезвию острого ножа. Работать нужно так, чтобы защищать предпринимателей, и при этом не рассориться с теми, кто их контролирует и наказывает. Чтобы оставалась возможность зайти в кабинет и обсудить рабочий вопрос.

По закону Аппарат уполномоченного — это независимый орган. И мы реально независимый орган. В Республике Башкортостан есть высшее должностное лицо — глава республики — ему в регионе так или иначе подчиняются все государственные и муниципальные чиновники. Уполномоченный по правам предпринимателей координирует свою работу, естественно, с главой Республики Башкортостан, с премьер-министром. С остальными руководителями принцип такой: ты должен держать определенную дистанцию. Поэтому мы со всеми выдерживаем деловое общение.

Конечно, у меня в республике масса друзей, приятелей, во всех органах практически. Это естественно, потому что я здесь родился, работал заместителем министра экономического развития. Но я всегда отделяю работу и дружбу. И никто на это не обижается.



Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное