В Уфе жители микрорайона Зеленая роща уже несколько лет лишены проездной дороги на ул. Рабкоров. Пройти через неё оказывается испытанием не для слабонервных. Стройка идет несколько лет, а паспорт объекта, установленный с двух сторон дороги, говорит о том, что АО «Башкиравтодор» должна сдать его к третьему кварталу 2022 года, предательски намекая, что компания к сроку не успеет.
Дорога строится по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», в нее входит несколько крупных капиталоемких объектов: реконструкция улицы участка Рабкоров, строительство улиц Высотной и Академика Ураксина, строительство велодорожек и т. д. Срок реализации проекта – с 2022 по 2023 год. В прошлом году, по заявлению Хабирова, на его реализацию направили около 230 миллионов рублей. А в этом году – 155,6 миллиона рублей.









Запутать хочу
Мы изучили сайт госзакупок и обнаружили, что АО «Башкиравтодор» заключила в июле с Управлением по строительству и ремонту дорог дорожного хозяйства (УСРДИС) контракт после того, как стала единственным участником торгов за 470 млн рублей. Вследствие чего к последней даже пришла внеплановая проверка, но комиссия не нашла никаких нарушений, о чем компания доложила начальнику УСРДИС Константину Паппе.
АО «Башкиравтодор» учреждено в 2010 году Минземимущества республики. За время существования среди ее директоров успели побывать: Шамиль Аминов, который был под следствием по коррупционному делу; Марат Гилимьянов, обвиненный в мошенничестве и оправданный в связи с «деятельным раскаянием»; экс-глава Караидельского района Ильдар Мусин; Ринат Абдуллин, фигурант нескольких уголовных дел; Рим Гилязетдинов, вскоре ставший председателем Госкомтранса Башкирии; депутат Горсовета Артур Шайнуров; Андрей Пролипото. А сейчас руководит компанией Ильдар Юланов.
Слив торгов?
Спустя буквально «пару» месяцев, в сентябре 2021 года, АО «Башкиравтодор» разыграла ремонт участков дороги субподрядчику, которым стало уфимское ООО «Компания “Потенциал”». В ходе торгов сумма опустилась с 371 млн до 337 млн рублей. Закупка поначалу была признана несостоявшейся из-за того, что на участие в ней была подана только одна заявка, а затем с этим же обоснованием договор заключается с единственным участником.
Согласно данным СБИС, основной вид деятельности ООО «Компания “Потенциал”» – строительство жилых и нежилых зданий. С УСРДИС у компании заключено контрактов на общую сумму в миллиард рублей, с Администрацией Иглинского района – на 314 млн рублей, с городской администрацией (УКС и УКХ г. Уфы) – почти на 400 млн рублей.
Собственниками ООО «Компания “Потенциал”», согласно сайту kartoteka.ru, являются Вадим Давлетшин и Татьяна Матросова, однако ранее фирма принадлежала на 100% депутату Горсовета Эдуарду Остапчуку. Злые языки связывают его с братом Каринэ Хабировой, Романом Бабояном, которому сейчас вменяют мошенничество. По слухам, он якобы отрабатывал тендеры по строительству многих дорог в Башкирии. Возможно, через ООО «Компания “Потенциал”».
В телефонном разговоре с корреспондентом Остапчук проговорился, что и сейчас имеет отношение к компании.
– На Рабкоров мы делаем только инженерные сети. Мы специализируемся на инженерных сетях и больше ни на чем. У нас там генподрядчиком является «Башкиравтодор», – заверил Остапчук.
По непроверенным слухам, компания эта якобы может быть связана с задержанным братом Каринэ Хабировой – Романом Бабояном. Однако Остапчук отрицает это.
– Даже не знаю такого, – сказал он нам по телефону.
Гендиректор компании «Потенциал» Александр Кузьменко не смог ответить на вопросы корреспондента.
В АО «Башкиравтодор» нам сказали обратиться к администрации города, так как, мол, она выступает заказчиком. Там нам ответили, что заключение контрактов с субподрядчиком – нормальная ситуация и не нова для крупных объектов.
– Генподрядчик имеет право заключить контракт с субподрядчиком. По суммам я ничего сказать не могу.
Экономист Всеволод Спивак считает, что подрядчик все равно отвечает за весь проект, а значит, передача части работы субподрядчику не обязательно означает снижение качества дороги.
– Если субподрядчик забирает все работы полностью, то это выглядит странно, и качество дороги в таком случае может пострадать. Однако, если передают только часть работ, тут сложно сказать о том, что может пострадать качество.
Финансирования не хватает
Еще в июле 2022 года портал UFA1 поговорил со строителями дороги, которые рассказали журналистам, что проект реконструкции меняют из-за высоковольтных линий передач, которых раньше не было.
– Надо район обесточить. Но еще и финансирования не хватает, поэтому бывают застои, – утверждают строители.
Работники стройки в разговоре признались, что они могут не успеть в срок. Но уфимская мэрия тогда заверяла в обратном.
– Вы должны понимать, что это не обычный ремонт дорожного полотна, это полномасштабная стройка. Но работы ведутся строго по указанному времени, – сообщили в администрации города.
Однако срок окончания работ, назначенный на 3 квартал 2022 года, вышел, и, по информации администрации города, его передвинули на 4 квартал 2023 года.
– В связи с перераспределением финансовых средств, – заявили нам.
Вместо вывода
После реконструкции на участке этих улиц будет велодорожка, тротуары, остановка и парковка. Но пока там грязь и слякоть, а машины по утрам встают в пробки. Жители ждут скорейшей сдачи объекта, но пока, по словам местных, там «конь не валялся».