В Уфе на месте сгоревшего больше десяти лет назад центра моды «Европа» на проспекте Октября, 67/2 летом откроется новый торгово-деловой комплекс. Название ему пока выбирают. Есть даже «смешные». Переименование «Европы» избавит его от ассоциации со словом «сгоревшая».
В 2011 году в здании случился страшный пожар, который унес жизни 34-летнего строителя и 17-летней школьницы. С тех пор судьба здания сложилась драматично, его даже пытались продать под онкоцентр, однако встретили отпор со стороны медиков.
Сложная история – в материале Айгиза Гильманова.
Юморные и не очень названия сгоревшего ТЦ
В апреле состоялась презентация торгово-делового комплекса. Первое здание имеет шесть этажей, один из которых подземный, деловой центр состоит из 11 этажей с подземной парковкой общей площадью зданий 26,7 тыс. кв. м. Его новый управляющий Антон Горбачев рассказал, что новое ТЦ будет включать в себя как традиционные торговлю, общепит, кафе и рестораны, так и новые услуги, которые редко встречаются в таких объектах, – косметология, реабилитационный центр и даже творческое пространство.
Присутствовавший на презентации замминистра экономического развития и инвестиционной политики РБ Дамир Галиуллин заявил, что новый торговый центр дает уникальную возможность местным производителям разместить свою продукцию в выгодном месте. Что особенно актуально на сегодняшний день, когда многие международные бренды и магазины временно приостановили свою деятельность в РФ. Также он обещал поддерживать местных производителей, если кто-то планирует усилиться, укрупняться.
У нового торгового центра пока нет названия. Это будет точно уже не «Европа», так как стойко ассоциируется со словом «сгоревшая». Новое название предложили выбрать самим жителям. Был проведен конкурс, где любой желающий мог предложить свой вариант. 27 апреля комиссия отобрала три названия: «Артерия», «Шафи-молл» и «Атлант». Как сообщается, каждому из трех авторов дали по 30 тысяч рублей, а победитель, чье название в итоге появится на вывеске, получит еще 70 тысяч.
Среди названий было и забавное «Фалян-туган» («Всякая всячина» – перевод с башкирского). За чувство юмора и смекалку конкурсант даже получил 10 тысяч рублей.
«Она успела одеться после солярия, а нашли ее на лестнице»
Пожар в центре моды «Европа» стал одним из крупнейших в Башкирии. Он случился 22 января 2011 года, начавшись со взрыва в клубе Concert Club на втором этаже, в котором проводились ремонтные работы. Оттуда огонь перекинулся на всё здание.
фото: скриншот видео
В результате пожара погибла 17-летняя уфимка, которая вышла из солярия и не успела покинуть здание, и 34-летний бетонщик. Помимо них, восемь человек получили травмы и были госпитализированы.
Гузель в момент начала пожара находилась на третьем этаже в солярии. Сотрудница заведения, узнав о пожаре, попыталась попасть в кабинку Гузель, но дверь была заперта. Девушка изнутри сообщила, что она одевается. Сотрудница не стала дожидаться ее и эвакуировалась одна. Тело погибшей Гузель позже нашли на лестничной площадке между третьим и вторым этажами. Она пыталась спастись, но уже не успела.
Второй погибший, Евгений, был подсобным рабочим в строящемся кафе. На момент начала пожара он должен был следить за тепловыми пушками, которые обогревали газовые баллоны. За некоторое время до взрыва он вышел на улицу, чтобы забрать обед, который привезла его жена. После этого вернулся в здание, оставил сумку и вышел обратно к жене. Когда они попрощались и разошлись, в центре моды уже разгорался пожар. Несмотря на то что посетители и работники центра активно эвакуировались из здания, Евгений по неизвестной причине вошел в горящий торговый центр и уже оттуда не вышел.
Следствие поначалу рассматривало несколько версий возникновения пожара, вплоть до теракта. На сегодняшний день официальной версией считается взрыв газового баллона в строящемся клубе на втором этаже. В нем проводились работы по заливке пола бетоном, отопления в помещении не было, поэтому газовые баллоны нагревались с помощью тепловых пушек. Погибший Евгений Жемчугов был обязан следить за обогревающими приборами и заниматься заменой баллонов.
Владелец ТЦ переписал имущество, а потом снова вернул его себе?
К уголовной ответственности поначалу хотели привлечь лишь двух человек – Эйнура Бейбутова, владельца клуба Concert Club, откуда началось возгорание, а также Александра Герсона – управляющего ТЦ «Европа». Их обвинили в нарушении требований пожарной безопасности. В январе 2014 года Октябрьский районный суд Уфы приговорил Бейбутова к 4 годам, а Герсона к 3 годам лишения свободы. Обвиняемые с решением не согласились и обжаловали решение суда. В июне 2014 года Верховный суд РБ отменил приговор и полностью оправдал обоих.
Получается, что за произошедший пожар и за гибель двух человек никто так и не ответил. Владелец центра, предприниматель Игорь Стрижнев на скамью подсудимых даже не попал. Оказалось, что недвижимость была переоформлена до пожара на компанию ООО «ГарантРеноме». Компания прекратила существование в 2014 году. Сразу после пожара, 25 февраля 2011 года, Игорь Стрижнев основал Фонд «Помощь пострадавшим при пожарах», и ООО «ГарантРеноме» было учредителем этой фирмы, а Стрижнев – президентом.
На данный момент, судя по выписке из Росреестра, земельный участок на Шафиева принадлежит ООО «Инвест-Недвижимость», 51% которого владеет Марина Боброва, а 49% – Игорь Стрижнев, который является там же руководителем.
Сгоревшую «Европу» хотели «сплавить» под онкоцентр?
Здание ТЦ начали восстанавливать еще в 2011 году, Стрижнев планировал открыть заново центр уже летом 2014 года. Но этого не случилось – в апреле 2014 года заказчик строительства ООО «СтройИнтерПрогресс» был признан судом банкротом, долг компании перед десятью подрядными организациями составлял 30 миллионов рублей. Тогда посчитали, что это было «преднамеренное банкротство», однако доказать это не удалось.
Дальнейшая судьба ТЦ становилась все драматичнее. В июле 2020 года связанное с Игорем Стрижневым уфимское издание «Коммерсант-Уфа», работающее по франшизе «Знак», опубликовала в целом позитивную статью «Онкоцентр заселяют в Европу». Стоимость сделки оценивалась в 5 млрд рублей, переделку торгового центра под госпиталь оценили в 5,7 млрд рублей. В статье отмечалось, что сделка проходит согласование с Минздравом России, на софинансирование которого рассчитывают в республике. Такое решение для онкоцентра позитивно оценил бывший министр здравоохранения Максим Забелин. А эксперты, все как один, утверждали, что здание ТЦ как ничто другое подходит под медицинское учреждение.
Судя по всему, согласование с Минздравом России сделка не получила. Источник Пруфы.рф высказал по этому поводу свою версию, мол, причиной стало то, что под медицинское назначение здание попросту не подходило. Например, в торговом центре предусмотрен огромный холл, который совсем ни к чему медицинскому учреждению (это как минимум удорожание отопления и обеззараживания воздуха). Площади использовались бы не по назначению. Он также назвал сделку «авантюрой».
Буквально за два года до этого, в январе 2018 года, Стрижнев продал ТЦ-долгострой на Заки Валиди, 32а республиканским властям за 996,3 млн рублей. Позднее за 842 млн был республика выкупила 16-этажный пристрой к данному объекту. Там власти Башкирии планировали обустроить IQ-парк «Сколково». Однако после скандала со спальней в проекте, его заморозили, во всяком случае, объект и по сей день остается пустым.
Стрижнева называют приближенным к власти предпринимателем. Кроме того, он является советником генерального директора АО «Башспирт». Из открытых источников известно, что Стрижнев женат на дочери бывшего мэра Уфы Михаила Зайцева, в годы руководства которого он открыл свою первую компанию.
Похожие истории
Пожар в «Европе» нередко ставят в один ряд с трагедиями в ночном клубе «Хромая лошадь» в Перми в 2009 году и в ТЦ «Зимняя вишня» в Кемерово в 2018 году. Хотя по числу жертв их сложно назвать сопоставимыми: в первом погибли 156 человек, во втором – 60 (из них больше половины – дети). Также в отличие от уфимского случая, владельцы этих ТЦ получили реальные уголовные сроки.
В Перми один из владельцев клуба сам погиб при пожаре, а второй отсидел почти 5 лет за решеткой. Примерно такой же длительности уголовные сроки получили руководители клуба – исполнительный директор и арт-директор, два сотрудника пиротехнической компании, которые запускали фейерверк внутри клуба, и даже два инспектора госпожнадзора, которые закрыли глаза на нарушения. А вот глава этого ведомства отделался штрафом.
Виновные в произошедшем с «Зимней вишней» в Кемерово получили наказание гораздо строже. Собственника здания, гендиректора ТЦ и технического директора приговорили к 14, 13,5 и 11 годам лишения свободы соответственно. Охранник и сотрудник ЧОП, который не включил систему оповещения о пожаре, отправился за решетку на 8 лет. Руководитель и сотрудник компании, которая обслуживала противопожарную систему в торговом комплексе, получили по 6,5 и 5,5 лет тюрьмы. За халатность при проведении спасательных работ осуждены на 5 и 6 лет два начальника пожарной службы.
Мы смогли связаться с Игорем Стрижневым, но он, сославшись на занятость, не стал отвечать на наши вопросы, (аудиозапись имеется в редакции).
Читайте также
- Требуют уголовно-правовой оценки- Голый, в крови, со следами на шее. В детском доме-интернате в Башкирии при странных обстоятельствах погиб ребенок
- Шансов мало. ФК «Уфа» поборется за выживание на финише сезона
- «Непонятно чем накачанное». В Башкирии разнесли Хабирова за рекламу турбаслинских куриц, но какую тогда покупать?