пришлите новость

Мы будем жить как в 90-е? Экономист отвечает на вопросы об инфляции, голоде, панике и «новой нефти»

16:33, 31 марта 2022

Достаточно ли у России ресурсов, что исчезнет, а что останется, и как будут жить простые люди – в интервью Натальи Зубаревич

Мы будем жить как в 90-е? Экономист отвечает на вопросы об инфляции, голоде, панике и «новой нефти»

Экономист и профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич дала интервью изданию «Правмир» и ответила на главные вопросы, которые волнуют россиян в текущей ситуации. О том, возможен ли голод, как сильно изменится наша жизнь и что станет «новой нефтью» – читайте в нашем кратком пересказе.

Будет совсем плохо? Кризис хуже 90-х, голод и полная нищета?

Это не так. Обязательно произойдет обеднение. Будет инфляция 20%, которая никогда не будет покрыта индексациями зарплат и пенсий.

Голода не будет. У нас есть некоторые проблемы, мы не полностью автономны в агросекторе – нам нужны ветеринарные препараты, семена и инкубационное яйцо, но Россия сможет, скорее всего, это закупить, но намного дороже. Мы себя полностью обеспечиваем зерновыми, мы практически полностью обеспечиваем себя сахаром, растительным маслом, крупами, птицей и почти полностью свининой.

Как будут жить россияне?

Очевидно все же, что мы все будем жить хуже. По официальным данным, в России 12% населения имеют доход ниже прожиточного минимума, 14% – чуть выше прожиточного минимума. Таким образом, под риском бедности или уже в бедности – больше четверти населения страны. Им будет доступна только самая дешевая еда, можно будет купить редко что-то из одежды и обуви, а вот обновить холодильник или телевизор – только через потребительские кредиты, которые будет очень сложно вернуть. Однако у этих людей навык переживания тяжелых времен не утрачен.

Россияне, которых можно условно отнести к среднему классу и классу ниже среднего, должны готовиться к изменению образа жизни. Это люди, которые все-таки позволяли себе какую-нибудь Турцию и взять кредит на машину. Сейчас на бюджетные иномарки цена будет запретительная. Отдых свернется до черноморского побережья Кавказа, и даже внутренний отдых будет бить по карману.

Они уже не смогут покупать то, что привыкли покупать. Будут перебои с логистикой и скачки цен. Те, кто нам продает, не понимают, какую цену ставить – доллар и евро скачут, и цена не сбалансирована. Снижать цены не спешат. Отсутствие конкуренции приведет к росту цен и ухудшению качества.

Изменится образ жизни. Для тех, кто небогат и беден, – они экономили и будут экономить. Их образ жизни не поменяется, но для городского образованного более или менее зарабатывающего населения перспективы выглядят мрачными. Они будут вынуждены изменить свое потребление и отказаться от того, к чему привыкли.

Покроет ли индексация инфляцию?

Бюджетникам проиндексируют зарплату, но не в тех масштабах, какова инфляция. Пенсионерам пенсию в этом году, может быть, проиндексируют дважды. Но она не покроет лекарственную и продуктовую инфляцию – никто не увеличит им пенсию на 60–70%, это невозможно.

Что будет с ипотекой?

Ставка по ипотеке 22–28%, если не будет введения льготных ставок, спрос на жилье сократится. Большие проблемы в стройке с обеспечением стройматериалами. Несмотря на то, что они российские, на заводах, как и на стройках, работают гастарбайтеры, число которых сократилось еще в ковид, и будет сокращаться сейчас из-за девальвации рубля.

Как изменится медицина?

Мы привыкли, что, если что, можем заплатить за медицину. Теперь мы будем платить намного больше. Непонятна ситуация с рынками лекарств. Продажи сохранятся, но логистика не позволяет их доставлять вовремя, а цены нестабильны. Какой будет пауза – непонятно. Если у вас есть жизненно важные лекарства – запасайтесь. Когда это вернется на рынок, это будет стоить других денег.

Как санкции ударят по Европе, а затем снова по нам

В результате санкций страдает и Европа. Невероятно выросла цена на газ. «Газпром» выполнял только долгосрочные контракты и не продавал газ на спотовые рынки, и в результате разогнал цену на газ до феерического уровня.

Европа будет платить за две вещи: ускоренный переход на возобновляемые источники энергии, которые оказались не очень стабильны, и перестраивание системы энергетики.

Европа будет ускоренными темпами уходить от зависимости от российского газа и нефти. Это решение уже принято правительствами. Потом это рикошетом ударит по нашей стране. В «жирные» годы, когда нефть стоила хороших денег, 40% всех налоговых доходов федерального бюджета составляют доходы от нефти, прежде всего налог на добычу полезных ископаемых, который рассчитывается в долларах. Сейчас он вырастет. Федеральный бюджет в рублях получит больше, это парадокс. Но он получит больше более дешевых денег. Рубль обесценивается.

Потом этих подешевевших денег будет просто физически меньше, потому что у России перестают покупать. А продаем мы на экспорт прежде всего нефть, газ, уголь, минеральные удобрения, металлургию и вооружение. И уже понятно, что с вооружением неплохие были деньги – 15 млрд в год, и уже понятно, что с продажи вооружения будет большая напряженка, потому что решение принимает правительство, а Россия сейчас находится под тотальным давлением.

Многие потеряют работу?

Это коснется в большей степени сотрудников предприятий, которые уходят из России. Сейчас не работают только западные автопроизводители, аккуратно выходят корейцы, японцы пока остаются. Сотрудникам по закону в течение трех месяцев будет выплачиваться заработная плата, так что безработицу будем смотреть в июне.

Останавливаться будут предприятия, у которых не хватает импортных комплектующих. Часто это связано с логистическими проблемами, а не с запретами.

Запреты касаются энергомашиностроения, электроэнергетики и оборудования для добычи нефти и газа, все остальное – это не запреты, а репутационное нежелание западных компаний поставлять в Россию оборудование и компоненты. В западном мире вы теряете репутацию, если продолжаете работу в России.

Спасет ли нас Китай?

Безумные крики об импортозамещении – это попытка состроить хорошую мину при плохой игре. Мы не сможем все импортозаместить. Китай никогда не сможет заместить все, что мы импортировали. У него нет достаточных компетенций по высокотехнологическому нефтегазовому оборудованию, по энергетическому оборудованию. Что-то он сможет заместить, но не все.

Совет от Натальи Зубаревич, как вести себя сейчас

Избавьтесь от апокалиптических прогнозов. Ситуация будет, безусловно, ухудшаться, но этот процесс постепенный. Есть свойство человеческой натуры – привыкать постепенно к ухудшениям. Психика человека адаптируется.

Не надо спешить и торопиться, нужно пытаться сохранять холодную голову. Посмотрите, кому из близких хуже, чем вам, и пытайтесь им помочь. Помните, что паника неэффективна. Это состояние, когда вы ничего не можете толком сделать, а делать надо.

Как быть с детьми – как поддержать, чему учить?

Покажите детям, что вы их любите. В этой безумной атмосфере – это самое главное. Если у детей есть интерес, максимизируйте усилия, чтобы его реализовывать. Английский – безусловно. И вот еще: айтишники – это новая нефть, и это правда.

Дети должны пройти все это с неповрежденной психикой. Они должны сохранить свою личность.

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное