НЭП как в XX веке
В 1920-х годах Россия после победы большевиков оказалась в изоляции от стран Запада, от которых тогда тоже зависела. Последствия революции и интервенция привели к полному экономическому упадку некогда мощной Российской империи. Власти объявили начало новой экономической политики (НЭП). Пошли на значительное снижение, более чем в два раза, налоговой нагрузки на население, дали значительные свободы в торговле. Наемный труд перестал ограничиваться. Мелкие и кустарные предприятия были переданы в частные руки. Вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Мелкие фирмы упрощенно регистрировались. Денежной единицей стал червонец золотой, который имел реальное золотое содержание.
НЭП благотворно сказалась на состоянии деревень и городов. У крестьян появился стимул работать, излишек продукции они продавали в город. Эти действия привели к небывалому экономическому росту. Однако именно это и напугало советскую власть, которая боялась возвращения в капитализм. НЭП была свернута, введены колхозы, население ввергнуто в пучину плановой экономики. Последовали голодные годы с карточной системой.
На сегодняшний день на повестке дня стоит идея возникновения новой экономической политики. С таким предложением в Госдуме выступила партия «Новые люди», подготовив пакет мер.
По словам лидера партии Алексея Нечаева, новая экономическая политика должна быть основана на свободе предпринимательства, равных условиях и партнерстве с государством. Как заявляет экс-мэр Якутска и депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева, «меры направлены на дебюрократизацию, отказ от силового прессинга предпринимателей, устранение лишних запретов, а также отказ банков повышать ипотечные ставки».
Экономист Рустем Шайахметов считает, что предложения партии «Новые люди» не несут конкретики и фрагментарны.
– Пока то, что я увидел, это как бы благие пожелания. Нужны четкие предложения по изменению ситуации. А их заявления о том, что «текущий кризис – это новые возможности для России», или же что надо «окончательно отвязать нашу лодку и пуститься в самостоятельное экономическое плавание», равно как и то, что «многие страны Европы ещё могут взглянуть на нас с завистью» – являются политическими лозунгами политиков, живущих в воображаемом мире.
Рушана Ибраева, экономист, блогер полагает, что меры запоздалые:
– На мой взгляд, сейчас речь идёт не о развитии, а о спасении того, что было. Не о движении вперёд, а как бы ни откатиться назад. Все предложенные партией меры нацелены на то, чтобы в какой-то мере компенсировать откат. Поэтому постановка вопроса «Сможет ли НЭП спасти ситуацию в России» не совсем корректна. Конечно, не спасёт, поскольку то, что сейчас происходит с экономикой, оно намного банальнее и серьёзнее, чем меры, которые сейчас могут быть предприняты во внутренней политике. Свобода предпринимательства, партнёрство с государством, поддержка ипотеки – все эти меры были и раньше нужны, и нужно было их предпринимать еще пару лет назад. Что касается ипотеки, эта мера, безусловно, нужная, ипотеку надо поддерживать. Другое дело, что даже с учетом понижения нынешней процентной ставки покупательская способность населения упадёт, это однозначно. Цены на материал вырастут, соответственно, возрастет и цена на объекты рынка. Застройщики в любом случае снизят темпы строительства и эта тенденция не этого года, она уже давно существует. Скорее всего, люди не будут покупать жилье в том объеме, что раньше. Рынки снизятся с текущих уровней. Замедление экономики в любом случае будет. С потребительской модели все перейдут на сберегательную модель. Вопрос будет уже не в том, чтобы заработать, а как сохранить то, что есть. Оживления экономики, даже при мерах поддержки, особого не будет.
Экономист и бизнесмен Всеволод Спивак считает, что надо максимально отпустить бразды и дать рынку самому «выплыть»:
– Эти предложения не совсем соответствуют имиджу партии, как партии предпринимателей. Предложения носят не рыночный, а, скорее, социально ориентированный характер, и будут лишь сдерживать развитие предпринимательства. Если говорить о свободе договора, то здесь лучше повышать финансовую грамотность населения, а не делать систему деревянной. В целом, как мне кажется, все это слова, о которых все говорят уже на протяжении длительного времени в России, однако в результате мы видим, что происходит все больше погружение в плановую экономику. Например, недавно мы видели, как были установлены предельные наценки производителям и требования довести ограничения по наценке до партнёров. И сделано это было без должных правовых оснований. В рыночной экономике незаконно угрожать тем, кто не согласен с установлением предельных цен проверками МВД и Прокуратуры, если нет соответствующих нормативно-правовых актов. А так, многие слова в целом правильные. Сильное государство обычно не контролирует каждый шаг предпринимателя. Избыточная нагрузка на бизнес лишает его гибкости, и бизнесмен, вместо того, чтобы предпринимать, занимается ерундой, ходит по инстанциям, тратит на это избыточное количество времени и ресурса.
Сможем ли мы, как в Китае?
В 1990-е годы Китай начал свой бурный рост экономики, используя единственное свое преимущество – людской ресурс. Если говорить простым языком, то Китай сделал следующее: привлек западные компании дешевым рабочим трудом, а потом скопировал технологии. Прошло примерно 30 лет. Теперь у Китая – собственные инновационные производства, разработана даже своя операционная система, есть свои соцсети и мессенджеры, которые куда мощнее и удобнее для китайцев, чем Facebook или Twitter. Есть производство станков, оборудования, спутников и ракет, собственное автомобилестроение.
Не менее важный фактор успехов современного Китая — стремительное повышение жизненного уровня населения. В феврале 2021 года Китай объявил о полной победе над абсолютной нищетой. Из состояния нищеты было выведено население сельских районов — почти 100 млн человек и 128 тыс. деревень в 832 уездах. Для более чем 25 млн малоимущих отремонтировали ветхие дома, а примерно 9,6 млн человек переселили из бедных районов. Всего с конца 1970-х годов черту бедности преодолели 770 млн человек.
Богатеющее население Китая стало переселяться из сельской местности в города, подогрев гигантский внутренний спрос, благодаря чему китайские компании и национальная экономика получили еще один толчок, даже несмотря на глобальные кризисы типа пандемии коронавируса.
Но и это, конечно, еще не все. Пожалуй, самая основная причина успеха и китайского экономического чуда – масштабное поощрение частного предпринимательства (порой, граничащего с кустарным). Китайские власти, увидев в этом путь преодоления бедности, всячески поощряли проявление инициативы народных масс, предоставляли таким предприятиям всевозможные льготы. Сегодня частный сектор обеспечивает около 60% ВВП Китая и половину всех налоговых поступлений. В Китае развивается множество частных компаний, которые входят в Fortune 500: Alibaba, Tencent, Huawei, JD, CITIC – это и есть ответ на то, насколько эффективна политика поощрения частной инициативы в Поднебесной.
Может ли и Россия пойти таким путем? Рустем Шайахметов считает, что для этого первым делом надо пересмотреть приоритеты экономического развития.
– Китайское экономическое чудо основано на том, что власть сумела создать условия для высокой доходности бизнеса. Это устранение административных барьеров, быстрое решение вопросов формирования инфраструктуры, логистики, эффективная система налогообложения. И самое главное – правильное определение приоритетов экономического развития, обеспечивших высокие темпы роста. Например, сейчас Китай акцентировал внимание на развитии IT, биотехнологий. Ежегодный общемировой рост этих секторов экономики – 15-20%. А Россия больше акцентирует внимание на традиционных отраслях, в первую очередь, на ТЭК, общемировые темпы роста которого не превышают 1,5% в год. Темпы развития мировой экономики в среднем 2,3-2,5% в год. Соответственно, экономика Китая развивается опережающими темпами, а рост экономики России в 1,5 раза ниже общемирового. Если Россия акцентирует внимание на быстрорастущих перспективных секторах экономики, то наша страна возвратится на лидирующие экономические позиции в мире. В противном случае отставание нашей страны продолжится, – считает эксперт.
– Китайское экономическое чудо произошло не только потому, что там было жесткое регулирование, а потому что был очень дешевый доступ к финансам собственных граждан, – полагает Всеволод Спивак. – Многие уверены, что китайское чудо построено на деньги внешних инвесторов. Нет, начальная стадия подъёма китайской экономики – финансироваться за счет низкого уровня жизни граждан и за счёт их сбережений. Именно эти люди поднимали экономику. Но одновременно Китай расстреливал коррупционеров. Повторить это мы можем, если хотим также работать 20 лет за тарелку риса ради великого будущего. Но это невозможно, если одновременно государство не готово жестко реагировать на факты коррупции и демонстрировать сверхжесткое наказание коррупционеров. Сейчас же государство требует от общества консолидации, как в Китае, но не готово так же реагировать на факты коррупции и злоупотребления чиновниками своим положением.