пришлите новость


Восточный выезд, трасса М-12, железнодорожное кольцо: получит ли пользу Башкирия от дорогостоящих транспортных проектов?

13:26, 27 ноября 2021

Эксперт Пруфы.рф Рустем Шайахметов считает, что Восточный выезд — это лишь пустое вкладывание денег в объект, доставшийся по наследству. От кусочка трассы М-12, который построят на юго-западе Башкирии, жителям республики тоже мало пользы. А вот уфимское железнодорожное кольцо — проект перспективный, если его сделать по уму. Об этих и других проектах властей он рассказал в нашем материале.

Восточный выезд, трасса М-12, железнодорожное кольцо: получит ли пользу Башкирия от дорогостоящих транспортных проектов?

Руководство Башкортостана активно отметилось на российском форуме «Транспортная неделя». Главный спикер, глава Башкирии Радий Хабиров, озвучил основные темы обсуждения: Восточный выезд, уфимское железнодорожное кольцо, скоростная трасса М-12, привлечение ГУП «Мосгортранс» к разработке дорожной карты по развитию транспортной системы республики и передача Москвой Уфе трамваев. Греков добавил, что предполагается также передача части московских автобусов Уфе на замену старых «ПАЗов».

«Донашиваем» транспорт за Москвой

Передача старых трамваев и автобусов Москвы, с одной стороны, подчеркивает ущербность подвижного состава в Уфе, но, с другой стороны, это хорошее временное решение для нас. Действительно, состояние трамваев в Уфе ниже всякой критики, и поэтому появление трамваев с износом 50% может оказаться благом, только смогут ли они работать в наших условиях?

Это связано и с состоянием трамвайных линий, и с тем, что высокие продольные уклоны, например, на участке, примыкающем к железнодорожному вокзалу, могут преодолевать не все трамваи. Будем надеяться, что эти проблемы будут успешно решены.

Трасса М-12: в чем выгода для Башкирии?

По скоростной трассе М-12 все понятно, она пройдет по периферийной части республики, на удалении 100 км от Уфы (дорога пройдет через Бураевский, Балтачевский, Дюртюлинский и Татышлинский районы - прим.ред.). И строится она для решения транспортных проблем Татарстана и Свердловской области, поэтому существенного значения для транспортной системы Башкирии иметь не будет.

Трасса создается с обустройством инфраструктуры для беспилотных автомобилей, эксплуатация которых начнется в 2024 году, а стоимость перевозки грузов на автомобилях-беспилотниках будет на 20–30% дешевле, поэтому для Казани и Екатеринбурга создаются дополнительные возможности для крупных логистических центров. Основные доходы от строительства магистрали получат подрядчики, которые, вероятнее всего, будут не из Башкирии, соответственно, и налоги они заплатят в своих регионах. То же самое с доходами и налогами от эксплуатации дороги.

Выгода для уфимцев, в основном, в том, что, проехав 100 км от Уфы, можно будет выехать на скоростную трассу и быстрее доехать до Казани и Москвы.

Восточный выезд: стоимость запредельна

Восточный выезд из Уфы, действительно, крупнейший инфраструктурный проект в ПФО и один из наиболее масштабных в России. Сложнейшее инженерное сооружение. Но стоимость проекта, решающего небольшую транспортную проблему, запредельна. Только в будущем году республика выплатит концессионеру 3,5 млрд рублей. Общая стоимость проекта — около 40 млрд рублей. Это деньги, которые мы будем платить не один год. Для понимания, в 2022 году республиканским бюджетом запланировано потратить на строительство дорог местного значения в Башкирии 3 млрд рублей, в Уфе — 1 млрд.

А какую проблему Восточный выезд решает? Нам заявляют, что ежедневно по нему будет проезжать около 20 тысяч автомобилей. Однако это будет платная дорога со стоимостью 150–300 рублей за проезд в один конец. Поблизости расположен пугачевский мост (мост через Каменную переправу — прим. ред.), который решает те же задачи. Там ежедневно проезжает около 35 тысяч машин. Я сильно сомневаюсь, что платно работающий Восточный выезд перехватит 60% транспортного потока пугачевского моста. Я понимаю, что Восточный выезд достался Хабирову по наследству, но зачем такое позёрство?

Железнодорожное кольцо: перспективно, если обдуманно

Уфимское железнодорожное кольцо — это проект, о котором в том или ином виде заявляют в течение последних десяти лет. Говорим много, но ничего не делаем. Когда предлагают — садитесь в Дёме в электричку и можете доехать до Нагаево, у меня возникает простой вопрос: а у какого количества людей есть такая потребность и кто будет платить за это удовольствие?

Людям не важно, какой вид транспорта решает проблемы их мобильности. Главное, чтобы было быстро, недорого и комфортно. На будущий год республиканский бюджет запланировал выплату субсидий за перевозку по регулируемым тарифам структурам АО «РЖД» в размере 633 млн рублей. Рост за год — в 1,9 раза. Сюда не входят другие дотации и субсидии, выплачиваемые бюджетом. Основные маршруты пригородных электричек дублируют автобусные, только автобусные перевозки осуществляются без дотаций.

Железнодорожный транспорт имеет хорошие перспективы в Уфе, при грамотном решении может перевозить до 12 млн пассажиров в год. Для этого необходимо строительство железнодорожной ветки до аэропорта, создание транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). В частности, чтобы от платформы «Правая Белая» до ул. Пушкина была обустроена дорога, переустроена маршрутная автобусная сеть, чтобы трамвайные линии доходили до создаваемого ТПУ — тогда пригородные поезда будут самоокупаемыми. Кстати, это есть в разработанном технико-экономическом обосновании, но нет желания решать эти проблемы.

А сейчас доехать до станции «Правая Белая», а там пересесть на удобный автобус и поехать дальше невозможно, так как отсутствуют подъездные дороги, позволяющие осуществлять движение автобусов. И в ближайшем будущем их не будет, так как это дорого. А желания решать эту проблему ни у городской администрации, ни у Минтранса республики нет.

А решат ли проблему москвичи?

Привлечение ГУП «Мосгортранс» к разработке дорожной карты по развитию транспортной системы республики — дело хорошее.

Главная проблема Уфы в том, что улично-дорожная сеть, система маршрутного транспорта сформировались еще в 1960–70 годы прошлого века. Полноценных исследований транспортного спроса населения в Уфе за последние 20 лет никто не проводил. Потребность у населения столицы за десятилетия изменились. Основные изменения улично-дорожной сети и маршрутов общественного транспорта производятся на основе произвольных решений. В Уфе автомобилизация населения в полтора раза выше, чем в Москве. Потому что в Москве на общественном транспорте можно быстро и комфортно добраться до места назначения, а в Уфе это в большей степени возможно только на личном транспорте.

Кстати, в Уфе, есть специалисты, которые могут исследовать транспортный спрос, но власти нашим экспертам не доверяют. Это же не Москва, да и стоимость их услуг ниже. Можно пафосно заявить, что работают московские эксперты, как это уже было с разработкой генплана. Только что-то москвичи до настоящего времени не заявили о прорывных решениях в градостроительстве. Не получится ли так же и в этот раз?

Транспортные проблемы в Уфе копятся и не решаются не одно десятилетие. Я опасаюсь, что будут предложены очередные «техасские» методы, разрушающие существующую систему и не создающие лучшую. В результате чего много энергии будет потрачено впустую. Московские специалисты очень грамотны, но они не сопротивляются напору заказчика и сделают то, что им скажут. И научно обоснуют любое решение. Надо транспортное кольцо? Пожалуйста. Надо всех пересадить на автобус? Без проблем. Они не ссорятся и не спорят с заказчиком. Потому что через 3–4 года все забудут, кто запланировал этот хаос, а деньги они получат сегодня. А после смены руководства новый будет ссылаться на ошибки предшественника, и все пойдет по новому кругу. Как это происходит сейчас.

Умные учатся на чужих ошибках, глупые — на своих. А кого-то чему-то научили ошибки, совершенные в транспортной системе Уфы?

Если вам понравился материал, поддержите нас донатами. Это просто и безопасно.

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика