Проблема запредельных платежей за отопление, остро стоявшая в Башкирии в начале года, летом по известным причинам потеряла актуальность. Между тем уже идет подготовка к новому отопительному сезону, но выводы из ситуации, заложниками которой жители республики оказываются не первую зиму, так и не сделаны, а предложения оппозиционных депутатов, прежде всего коммунистов, по снижению платежей остаются без внимания.
Чего ждать зимой
На августовской оперативке в правительстве исполняющий обязанности министра ЖКХ Алан Марзаев рассказал, как республика готовится к зиме, старательно перечислив перечень предстоящих работ. Среди отчетов о совещаниях, испытаниях и проверках, внимательные зрители не заметили главного – что будет сделано, чтобы жильцы больше не получали платежки с нереальными суммами за отопление? Даже глава Башкирии Радий Хабиров предостерег Марзаева от повторения «ошибок прошлой зимы». Пока планируется до конца текущего года установить в 40 многоквартирных домах Уфы 78 устройств автоматического погодного регулирования, которые, по мнению чиновников, позволят снизить фактический расход тепловой энергии на 15–20%. Даже если приборы действительно окажутся полезными, погоды они не сделают, ведь в республике более 18 тыс. многоквартирных домов. Правда, Госсобрание предложило внести в Госдуму законопроект, согласно которому ресурсников за некорректные начисления ждут штрафы до 350 тыс. рублей, но пока неясно, будут ли реализованы эти намерения.
В выигрыше только монополии
Минувшей весной депутаты Госсобрания Башкирии от КПРФ и ЛДПР создали межфракционную группу по расследованию роста тарифов. Парламентарии пришли к выводу, что главной причиной роста тарифов на отопление в 3 раза за последние 10 лет в Башкирии стала утрата контроля республики за активами «Башкирэнерго», которые разделили между собой ПАО «Интер РАО» и АФК «Система». В этих условиях правительство региона не может контролировать цены на услуги, а корпорации обогащаются за счет народа.
– Мы предлагаем развивать конкуренцию на рынке теплоснабжения, один из путей – использование автономных котельных для обслуживания одного или нескольких домов, возможно, целого микрорайона. Добиться снижения платы за тепло вполне реально: есть положительный опыт одной из уфимских управляющих компаний, где жители платят не более 800 рублей за гигакалорию при тарифе БашРТС – 2198 рублей. Наша принципиальная позиция – вернуть ресурсоснабжающие организации в собственность республики, – пояснил первый секретарь рескома КПРФ Юнир Кутлугужин.
По словам депутата Госсобрания от ЛДПР Вячеслава Рябова, парламентская группа обращалась в Правительство РФ с предложением заморозить тарифы ЖКХ в 2021 году, поскольку у многих уже нет возможности их оплачивать. Спикер республиканского парламента, единоросс Константин Толкачев назвал эту инициативу «хайпом и пиаром», а в июле коммунальные услуги в Башкирии вновь подорожали на 3–5%. Председатель госкомитета РБ по тарифам Светлана Бурдюк, выступая перед членами профильного парламентского комитета, предложила называть повышение тарифов «изменением», власти считают своей заслугой то, что тарифы не выросли в первой половине 2021 года.
Долги отдадут коллекторам
По мнению лидера компартии Геннадия Зюганова, плата за «коммуналку» не должна превышать 10% дохода российской семьи. Согласно данным Росстата, россияне уже задолжали ресурсникам и управляющим компаниям 276 млрд рублей. Тем временем Минстрой подготовил проект поправок, разрешающих привлекать коллекторов к взысканию долгов физлиц по ЖКХ, идею поддержали в Минэкономразвития, в профильный комитет Госдумы документ еще не поступал, но высоки шансы, что его одобрит парламентское большинство.
Напомним, в прошлые годы депутаты Госдумы от КПРФ неоднократно обращались в Генпрокуратуру, МВД и Роспотребнадзор с требованиями усилить контроль за деятельностью коллекторов, которая нередко приводила к человеческим жертвам.