пришлите новость

Что нужно делать с уникальным памятником археологии «Городище Уфа-II». Ч. 2

11:01, 19 июня 2019

О плачевном состоянии музея деревянного зодчества, перспективах уфимского Арбата и предстоящем «визите императора Александра I» мы поговорили с историками, урбанистами и чиновниками. 

Что нужно делать с уникальным памятником археологии «Городище Уфа-II». Ч. 2

Рамиль Рахматов (далее – Р.Р.): Еще одна печальная смежная тема – это судьба музея деревянного зодчества, который также входит в состав музея «Древняя Уфа». Мы пару лет назад публиковали фотографии, свидетельствующие о его плачевном состоянии. Что сейчас с ним происходит?

деревянное зодчество.jpg

А ведь за Музеем деревянного зодчества числятся свои сотрудники. И им даже выплачивается зарплата

Данир Гайнуллин (далее – Д.Г.): Да, он входит в состав «Древней Уфы», есть какой-то штат сотрудников, даже какие-то работы ведутся. Еще при жизни Нияза Абдулхаковича Мажитова мы предлагали свою концепцию развития музея. С одной стороны улицы Пушкина – это древняя Уфа, городище. А с противоположной – памятники архитектуры, выявленные и занесенные в реестр. Эту территорию мы предлагали очистить от застройщиков, реставрировать памятники, купеческие дома, парковую застройку периода губернской Уфы. Территория города ограничена полуостровом, поэтому позволить себе несколько разнесенных музеев мы не можем. Отсюда и идея в пределах одной территории сделать музей древней, стрелецкой, купеческой Уфы.

Р.Р.: Есть ли для этого ресурсы и средства, Данир Ахмадеевич?

Данир.jpg

Д.Г.: Есть. Сам по себе музей деревянного зодчества пытались создать путем переноса домов на другую местность. Но федеральное законодательство говорит, что такие дома должны находиться в своей среде. В рамках этой работы мы в прошлом году на улице Октябрьской революции провели полную инвентаризацию и экспертизу всех объектов культурного наследия. 47 домов включили в реестр. Можно говорить о том, что улицу Октябрьской революции мы спасли, потому что статус выявленных памятников, не внесенных в реестр, ниже. Таким образом, мы имеем целую улицу с домами, имеющими твердый статус. Поэтому тут и есть смысл создавать музей деревянного творчества, тем более что он будет находиться рядом с «Городищем Уфа-II». Мы сейчас направили городу свои предложения по путям развития ситуации.

По закону о ветхом жилье, можно расселить проживающих там людей, но нельзя сносить памятники. В итоге на условиях реставрации и с сохранением концепции мы можем передать эти дома малому и среднему бизнесу. Закон четко обозначил, что эти площади могут использоваться лишь как небольшие магазины, лавочки, музеи и гостиницы. Мы понимаем, что у государства нет средств, чтобы сразу расселять и реставрировать целые улицы. Поэтому передача территорий в комплексе бизнесу – это выход. Бизнес готов, очень многие обращаются.

Валериан Гагин, директор центра современного искусства «Облака» (далее – В.Г.): Бизнес не готов. Он не готов вкладываться, брать дома на условиях, что когда-то какие-то чиновники, возможно, согласуют ему концепцию и проект реконструкции. На этот промежуток времени ты будешь платить полную рыночную ставку аренды, а потом тебе, может быть, дадут аренду в 1 рубль на 49 лет. На таких условиях я как бизнесмен не готов работать.

Д.Г.: Да, в таких условиях город (администрация Уфы – прим. ред.) должен идти навстречу и улучшать инвестиционные преференции.

В.Г.: В Москве, например, никого не мучают арендой, а отдают в собственность…

Д.Г.: О том, что предложенный нами механизм работает, говорит пример здания на Октябрьской революции, 72. Бизнесмен согласился на аренду, а потом его вложения в реконструкцию зачтутся при аренде. Безусловно, еще предстоит обозначать и менять какие-то юридические моменты. Нужно учитывать опыт Москвы. Но главное – воля и создание условий для начала пути.

гагин2.jpg

В.Г.: Я все же надеюсь, что условия будут для бизнеса смягчены. Взять ту же концепцию «Татарской деревни» в Казани, которую в итоге государство было вынуждено продать с торгов, чтобы все заработало. Так уж сложилось, что государство может администрировать, но не в состоянии управлять бизнесом.

Р.Р.: Здесь можно согласиться с Валерианом, ведь все мы помним, как горсовет Уфы одним голосованием поднял арендную ставку вдвое. Артур Мирасович, мы постепенно от темы древности перешли к современности. Да, туризм и инфраструктура предполагают вложения, но это шанс привлечь деньги в республику не «из трубы», а с туризма. Вы, будучи ответственным за данную отрасль чиновником, какой видите концепцию развития нашего исторического потенциала в туризме?

Артур Идельбаев, руководитель Центра развития туризма РБ (далее – А.И.): Хочу отметить два моменты, а затем их объединить. Я согласен с Альфией Ниязовной, что «Уфа-II» является уникальным памятником на территории Евразии. Академик Кызласов прямо говорил: «Делайте, что хотите, но такого памятника в России больше нет». Это наука, и так это надо понимать.

артур идель.jpg

Второе. Как все это использовать в качестве туристического потенциала? На сегодняшний день в Уфе нет ни одного значимого туристического объекта, и с этим надо смириться. Идут дискуссии, что с этим делать, пустить ли на маршруты туристов автобусы. Если нет самих маршрутов, то никакие автобусы не помогут. У нас есть достопримечательности, отдельные памятники, например, Салавату Юлаеву. Но это все не туристические объекты. Таковыми являются те объекты, из-за которых в город в массовом масштабе и регулярной основе будут приезжать люди. Вот, например, Казанский кремль, пирамида Хеопса или Великий Булгар – это туристические объекты, люди специально едут, чтобы на них посмотреть. Пещера Шульган-Таш, как и многие природные памятники Башкортостана, тоже является туристическим объектом.

Есть прекрасная возможность сделать памятник археологии «Уфа-II» туристическим объектом. В это надо вкладываться, но ни один объект в мире без этого не становится таковым. В Булгар, Свияжск вложили около 6 млрд рублей и продолжают вкладываться. В прошлом году речь шла о 700 млн рублей, вложенных в создание трех музеев в этих городах.

Р.Р.: Минуточку, а сколько вообще в Республике Башкортостан проходит по бюджету на туризм?

А.И.: Около 60 млн рублей. Сами все видите. Я горячий сторонник создания в Уфе нескольких туристических объектов. В том числе и упоминаемая сегодня улица Октябрьской революции. Я бы не стал ее делать просто Арбатом, иначе это будет просто пешеходная улица, но хуже, чем в Твери или Казани. Гораздо интереснее превратить ее в кусочек XIX века с каретным двором и цирюльнями. Убрать асфальт, заложить его булыжниками, срубить клены и засадить липы. Расселять людей надо по принципу, о котором говорил Данир Гайнуллин. Мы это уже много раз с ним обсуждали. Там может быть не абы какой бизнес.

И вот эта улица, ставшая туристическим объектом, идет от Гостиного двора и спускается к «Городищу Уфа-II». Городище становится вторым таким объектом туристического притяжения. А если сюда добавить реконструкцию Уфимской крепости, пусть даже в гораздо меньших масштабах, то люди могли бы ходить смотреть на него, как на мини-Сиам в Таиланде. История знает множество примеров безвозвратно утраченного, но восстановленного. Тот же Булгар – яркий пример. Почему бы нам не восстановить крепость? С исторической точки зрения это не очень интересно. А вот с познавательной и туристической это был бы очень здоровский объект. Если хотя бы эти три объекта сделаем, в Уфу пойдет турист.

Повторюсь, «Уфа-II» – уникальнейший объект, который я оцениваю по древности и слоям выше, чем Казанский кремль. Это памятник сразу нескольких культур. Но все это мы должны объяснить прежде всего уфимцам, чтобы они это ценили и любили.

АльНияз.jpg

Альфия Султанова, археолог (далее – А.С.): На этом памятнике мы видим спекание разных культур. Разнокультурное, разноязыковое население спекается здесь в единое целое. В этом и уникальность памятника.

Р.Р.: Помечтаем. Маршрут начинается на Гостином дворе, далее – улица XIX века, усадьба Демидова, небольшие экспозиции по горнозаводской промышленности, пешеходный переход к мечети, Уфимской крепости и Монументу Дружбы. Выглядит вполне реально, красиво и недорого…

А. И.: Дорого, поэтому это должен быть совместный проект власти, общества и бизнеса. Вот представьте, идут девушки в костюмах позапрошлого века, проводятся балы под открытым небом. Есть постоялые дворики с реконструкцией торговцев из Средней Азии. Император Александр I во время визита в Уфу шел именно этим маршрутом. Пользуясь случаем, сообщаю вашим читателям, что на сентябрь этого года запланирована реконструкция этого визита, а также «Александровский бал». Надеюсь, что такие события поменяют мышление наших горожан.

  

 

  

   

 

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное