пришлите новость

«А мне надоело страдать»: Господин Художник рассказал, почему рисует в заброшках и сколько зарабатывает на своих работах

15:40, 01 октября 2021

| c3261

Известный российский художник Радик Мусин организовал в родной Башкирии необычную выставку «Наскальники», ключевым героем которой стал известный башкирский и татарский мифический персонаж Шурале. Журналист Пруфы.рф Нурия Фатхуллина сходила на выставку и узнала у Радика, что он хотел этим сказать.

«А мне надоело страдать»: Господин Художник рассказал, почему рисует в заброшках и сколько зарабатывает на своих работах
Фото: facebook.com/xmaxgallery

Художник Радик Мусин родился в селе Бураево Бураевского района, учился в Уфе, жил и работал сначала в Санкт-Петербурге, сейчас в Москве. В творческой сфере более известен под ником Господин Художник. Одним из его самых масштабных проектов стала выставка для лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова.

Проделав такой большой путь Радик вновь вернулся в столицу Башкортостана с необычной выставкой – «Наскальники». Художник нарисовал на стенах галереи красных «чудовищ», которые первоначально обитали на заброшенных зданиях Стерлитамака, Мелеуза, сел Бураево, Вострецово и Каралачик. Радик называет свои работы новым явлением в контексте современной башкирской и татарской культуры.

– Почему рисовали на заброшенных зданиях?  

– Там спокойно, никого нет. Тем более рисунки не портят никакие здания – это мое осознанное желание избежать вандализма. И они очень хорошо вписываются в контекст наскальной живописи.

231238497_4252274238226410_2786665634278521208_n (1).jpg

Фото: facebook.com/odry.musin

– Откуда появились эти странные существа, шурале, например? Вы же всегда были больше по «классике».

– Когда Москву закрыли на карантин, я приехал на это время в Бураево. Хотел отдохнуть от сложных академических заказов, и мне нужно было найти какую-то отдушину, простыми словами, и примитивной пластикой рисовать сюжеты.

Первый раз про шурале (антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса – прим.ред.) услышал в детстве из поэмы Габдуллы Тукая, где он представлялся в образе какого-то глупого персонажа. Но нужно понимать, что шурале является существом, защищающим лес от лесорубов, браконьеров. Это божество, которое играет важную роль для природы. Для меня он очень фактурный, многогранный и интересный образ. Тем более, многим известен.

241203086_4571160736247602_4237644780246397645_n.jpg

Фото: facebook.com/xmaxgallery

– Почему свои работы на выставке дополнили пословицами и забавными надписями на башкирском языке?

– Это как жест уважения башкирскому языку. Тем более я уже делал выставку на татарском языке, а на башкирском никогда. Когда ты находишься в определенной культуре, башкирской, татарской или чувашской, то впитываешь ее в себя, и все символы становятся понятными, родными, их можно репрезентовать в виде другого искусства. Это очень круто. А башкиры и татары понимают контекст пословиц, им объяснять даже ничего не нужно. Например, под моей репликой картины французского художника А. Матисса «Музыка» надпись «Һин миңә оҡшайһың, ләкин һин шундай тыйнаҡ, үлтерәһем килә һине ҡытыҡлап» (перевод с башк. – ты мне нравишься, но ты такой стеснительный, хочется убить тебя защекотав) может перекликаться с тем же шурале (по художественному замыслу он убивал людей щекоткой – прим. ред.).

photo_2021-10-01_15-08-18.jpg

– Что для вас современное искусство? Любую работу можно назвать искусством?

– Если работа как-то соприкасается с искусством, то ее можно к нему отнести. Но важно – насколько искусно это сделано. Конкретных инструментов для его определения нет. Грубый пример: поэзия на французском может для тебя казаться полным бредом, если не знаешь язык. Ты будешь слышать просто «Жусан жу, жумасан жума». Если ты хочешь понять контекст – выучи язык. Если хочешь понять искусство – научись сначала в нем разбираться. Но мусора на самом деле много.

– Как развивается изобразительное искусство в республике?

– В Башкортостане искусство очень хорошо развито: у нас очень много институций, творческих пространств. Но такого, чтобы шумело, нет. Должны быть центры, куда люди будут приходить, общаться и творить. Но и насильно мил не будешь. Когда я учился, были популярными художники Олег Шишкин и Евгений Севастьянов, которые потом уехали, кто в Москву, кто в Санкт-Петербург. Сейчас самыми узнаваемыми и уважаемыми (не только в России) считаются Ринат Волигамси и Расих Ахметвалиев.

Творцов очень много. Их и раньше было много, но соцсети не были развиты. Сейчас можно что-то создать, выложить в сеть, и подписчики могут это растиражировать.

241407357_4571174139579595_4318885554185759997_n (1).jpg

Фото: facebook.com/xmaxgallery

– А полезные знакомства нужны для продвижения?

– Человек может жить в деревне, сделать какой-то продукт, и это может «выстрелить» в соцсетях, если будет актуальным (попадет в повестку), а из знакомых у него может быть только пастух Ильвир. Есть и другая история. Художник средней руки, благодаря полезным знакомствам, может организовать выставку в галерее.

– Сколько стоят ваши работы?

– Мое окружение художников зарабатывает и комфортно себя чувствует. Но тут же история не про деньги, а про качество и профессионализм. Если есть качество, то «тебя» покупают. Если не получается продавать искусство, то устройся на работу и пиши картины в свободное время.

Картины формата А4 стоят до 10 тысяч рублей. Большие картины продаются от 25 тысяч рублей.

241526946_4571162156247460_5430771421574622130_n.jpg

Фото: facebook.com/xmaxgallery

– Сколько зарабатываете в месяц?

– От 100 до 300 тысяч рублей. С товарищем из Москвы в 2017 году делали выставку «Ретроспектива Брендреализма» Сергея Шнурова, которую он подавал за свою. Там гонорар исчислялся в миллионах.

– О чем мечтаете?

– В творческом плане перестал мечтать. Кто-то мечтает об успехе, больших деньгах и, не получая этого, они страдают. А мне надоело страдать. Рисую то, что нравится и что получается. Плоды все равно какие-то приносят.

photo_2021-10-01_15-28-19.jpg

– Почему вы уехали из Уфы?

– Многим из регионов кажется, что Санкт-Петербург – это культурная Мекка и потому все туда стремятся. Кто-то остается там жить, а кто-то уезжает, потому что не смог реализоваться или город не подошел им по темпераменту. Но есть и те, кто остается и чувствует себя в Петербурге комфортно. Это красивый и уютный город со своим интересным менталитетом. После выставки в московском музее современного искусства я посмотрел на Москву по новому (2017 г.). Мне понравился простор, движ и ландшафт (по ландшафту он похож на Уфу). 

Уфа – классный город. Здесь тусовки есть, и музыкальные, и театральные. Что касается архитектуры, то за последние 10 лет мне очень грустно смотреть, как в центре вместо исторических зданий вырастают небоскребы. Теряется узнаваемый силуэт города. Пока стоит улица Октябрьской революции. Если и ее уберут, то все – конец.

 241003866_4579912608705748_4599974624263188216_n.jpg

Фото: facebook.com/xmaxgallery

Знаете больше? Есть информация, которой вы можете поделиться? Напишите нам

ПОДЕЛИТЬСЯ











последние новости



Загрузка...

© Права защищены. 2021

Яндекс.Метрика