Почему моторы после 50 000 км пробега нуждаются в особом внимании, даже если масло меняется регулярно, антифриз в норме, а аварийный датчик и не думает загораться? На эти вопросы ответим самым тщательным образом. Как говорится, предупрежден — значит вооружен.
Какие условия комфортны для мотора? Рабочая температура в диапазоне от 75 до 105С, при которой эффективно взаимодействуют системы управления впрыском, ГРМ и прочих подсистем «движка». Но последняя тенденция такова, что моторы подвергаются повышенным температурам 115 – 130С: производители жертвуют долговечностью мотора в угоду экономичности, динамики и экологичности.
Повышается скорость автомобиля, а с ней и скорость, с которой «летят» резиновые и пластиковые элементы навесного оборудования, а также вся поршневая группа. Уже после 50 000 км пробега материалы системы охлаждения сильно изнашиваются, возможности радиатора деградируют, помпа или ее привод выходят из строя.
Температура холостых оборотов 120-130С на ходу снижается до приемлемых 85 – 90С. Это позволяет двигателю работать… еще какое-то время.
· множество скоростей вращения вентиляторов для обдува радиатора;
· несколько вентиляторов с разными режимами;
· регулируемый термостат с 2 диапазонами работы за счет нагревательного элемента (почти на всех моделях);
· «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на повышенной скорости (на премиальных авто).
Вся эта система нуждается в контроле: большинство автомобилей оборудованы указателем температуры двигателя и аварийной лампой, которая зажигается при перегреве. Почти все автомобилисты уверены: если указатель в зеленой зоне, лампочка не горит, а значки масла и антифриза не моргают, то беспокоиться не о чем. Как пишет издание «Колеса», «умная» система не хочет напрягать вас «лишней» информацией, поэтому индикаторы не отражают реальной сути вещей.
Стрелка покажет «около 90» и при 85, и при 125 градусах. В пробках и на ходу она может стоять намертво и уже при перегреве, то есть повышении температуры аж до 150 градусов, сдвинется с места. Тогда аварийный индикатор, конечно, сработает, но, возможно, будет поздно.
Лучше периодически проверять мотор с помощью специальных сканеров – они есть в сервисных центрах.
«Штатный перегрев»: пациент скорее жив, чем мертв
Современные бензиновые двигатели настроены на работу при 115-125С, но их реальная рабочая температура зачастую выше. Охлаждающая система постоянно работает на пределе возможностей. При любой неисправности, к примеру, потери герметичности, двигатель может «стукануть».
Это так называемый «нормальный перегрев»: система управления уже не справляется с регулировкой температуры, но та еще не достигает критического уровня. Пока водитель пребывает в счастливом неведении, двигатель разрушается.
Пока индикатор температуры упрямо показывает «норму», водитель замечает «опасные звоночки»:
· машина разгоняется и едет хуже;
· кондиционер еле справляется со своей функцией;
· топлива расходуется больше;
· «уходит» понемногу масло.
Еще большие неприятности скрыты от его глаз: они происходят внутри «движка», медленно, но верно провоцируя необратимые последствия. Какие из них самые опасные, нам рассказали мастера сервисных центров:
· повреждаются поршни;
· из-за пониженного давления масла появляются задиры и прихваты на блоке цилиндров;
· температура поршня и поршневых колец резко возрастает, а масло коксуется.
С течением времени радиаторы загрязняются, ремни помпы проскальзывают, система охлаждения «стареет», и рабочая температура больше не снижается с «холостых» 130 до «ходовых» 90.
«Максимальная рабочая» температура переквалифицируется просто в «рабочую» – теперь двигатель постоянно трудится в аварийном режиме, а водитель вскоре столкнется с вытекающими из этого последствиями.
Особенно тяжко автомобилям, часто оказывающимся в пробках. Пару лет – и они из боевых коней становятся выдохшимися клячами: масло «уходит» литрами, катализаторы – на последнем издыхании, от былой мощности в лучшем случае остается 50%.
Завершающий этап «нормального» перегрева
Реальный перегрев — как инфаркт для машины, сопровождаемый неприятными синдромами:
· из-под капота валят клубы дыма;
· двигатель клинит;
· блок цилиндров деформируется;
· антифриз «уходит» в масло, оно пенится, «летят» все органы и системы автомобиля, фатальных последствий уже не избежать.
Дорогие водители, держитесь! Не доведите до предынфарктного состояния еще и себя. Вам теперь предстоит решить серьезный вопрос – ставить «контрактный» двигатель, ремонтировать остатки старого мотора или покупать новый?
Как не допустить штатного перегрева?
· выберите оптимальный режим езды и избегайте пробок;
· всегда следите за уровнем масла – не по лампочке на панели приборов, а по щупу;
· не меньшее внимание уделяйте уровню антифриза;
· запишитесь в сервисный центр, где конструкция двигателя будет доработана. Если повезет «нарваться» на профессионала, вы не только спасете авто от теплового удара, но и продлите срок его «молодости».
Не дайте своему автомобилю постепенно зачахнуть, лишиться сил и мощности! Мы же в ответе за тех, кого приручили. К тому же в случае перегрева вам будет жаль не только машину, но и ту огромную сумму денег, которую вы оставите в сервисе.
Читайте также